В Баренцевом море успешно завершились испытания новейшего российского палубного истребителя МиГ-29 КУБ. Боевые машины впервые садились на палубу авианосца "Адмирал Кузнецов". И это был госэкзамен как для техники, так и для лётчиков-испытателей. Манёвры были исполнены с ювелирной точностью. Скоро эти МиГи встанут на боевое дежурство в России, а пока их закупают индийские ВМС.
Впервые посадить новый истребитель на палубу авианосца – в боевой авиации это самая сложная задача. Если не считать, конечно, участие в реальном воздушном бою. Должна быть исключена даже минимальная вероятность ошибки. Поэтому сначала пилоты на бреющем полете проходят над крейсером. Затем уже над самой палубой.
Но даже после такой примерки садиться пока все еще рано. Пилот должен почувствовать "взлетку". Коснутся ее колесами шасси. Еще один боевой разворот, заход, касание и… самолет снова уходит на круг. Теперь уже для того, чтобы точно сесть на палубу "Адмирала Кузнецова", который на крейсерском ходу продолжает движение по волнующемуся Баренцеву морю.
МиГ заходит на глиссаду. И вот, наконец, касание уже с выпущенным гаком. Для летчика это еще одно испытание – ведь за пару-тройку секунд в результате торможения скорость гасится с двухсот с лишним километров в час до нуля.
Теперь в летописи отечественной палубной авиации появится историческая запись: первую посадку МиГ-29 КУБ на палубу авианесущего крейсера выполнили летчик-испытатель 1-го класса Летно-испытательного центра Михаил Беляев и Герой России, заслуженный летчик-испытатель того же Летно-испытательного центра Николай Диордица. Это историческое событие, конечно же, не только и не столько для самих пилотов. Для обороноспособности всей России это значит, что у нас появился совершенно новый палубный истребитель поколения 4++.
"Комплекс на базе самолета МиГ-29К, МИГ-29КУБ является высокоффективным современным комплексом, который может существенно повысить и эффективность авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", и Военно-морского флота нашей страны", – говорит Михаил Погосян, генеральный директор РСК "МиГ".
По сравнению с предшественниками, летный ресурс МиГ-29К/КУБ увеличен более чем в 2 раза, а стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза. У него более "зрячий" радар – теперь истребитель видит вдвое дальше и позволяет сопровождать до 10 воздушных целей и одновременно атаковать четыре из них. И, конечно же, целый арсенал оружия: управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты и встроенная 30-миллиметровая пушка.
"Существенно снизились посадочные скорости у самолета, существенно улучшились характеристики управляемости. Увеличились радиусы боевого применения и возможности боевого применения. Больше стала тяговооруженность. Поэтому уход с палубы авианосца стал возможен в различных метеорологических условиях", – отмечает Павел Власов, заместитель генерального директора РСК "МиГ" по летной работе – начальник Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова.
Кстати, для самого Власова этот полет стал первым испытательным на авианосце после 20-летнего перерыва. Привычным движением Герой России отправляет 20-тонную машину в вираж, а затем свечой взмывает в небо. Где-то там внизу маленькой спичкой промелькнула махина авианесущего крейсера. Боевой разворот, заход на посадку и – касание.
"Одно из важных условий – то, что полеты выполнялись очень уверенно. Касания, которые не завершались зацепом за аэрофинишер, проходили между вторым и третьим тросом, что, в общем-то, является высшей оценкой для корабельных летчиков", – объясняет Михаил Погосян.
Такие самолеты будут в ближайшее время поставлены Военно-морским силам Индии. Поэтому 672-й борт и раскрашен уже в цвета индийских ВМС. Сейчас идут переговоры о закупке новых самолетов и российским Министерством обороны. С момента подписания контракта через 18 месяцев новые МиГи встанут на боевое дежурство.