В подмосковном Жуковском стартовал Международный авиасалон МАКС-2009. И первый день принес первые крупные сделки - о закупке 64 истребителей Су. На церемонию открытия МАКСа приехал и Владимир Путин. Премьер обсудил со специалистами будущее отечественного авиапрома и отдельно встретился с пилотажной группой "Русские витязи", которая в минувшее воскресенье потеряла своего командира Игоря Ткаченко.
Этот МАКС получился масштабным, даже несмотря на кризис. В подмосковный Жуковский съехались больше 600 компаний, треть из них – из-за рубежа. Но начался салон все-таки с трагичной ноты, и по-другому не могло быть. В воскресенье в ходе тренировочных полетов погиб командир "Русских витязей" – пилотажной группы, известной на весь мир.
"Эта трагедия еще раз напоминает о том, что даже сегодня, в наши дни, когда, казалось бы, человек может все, небо остается уделом людей мужественных, смелых, дерзких, которые ничего не жалеют для своего любимого дела даже жизни, – отметил российский премьер Владимир Путин. – Я предлагаю почтить память Игоря Валентиновича Ткаченко минутой молчания".
Премьер Владимир Путин встретился с коллегами полковника Ткаченко, которые впервые за всю историю салона наблюдали за полетами с земли. А в небо сегодня поднялись больше 80 самолетов и вертолетов. И, в первую очередь, конечно же, боевая мощь – МиГ-29, Су-30, и Су-35 – истребители, по аэродинамике равных которым до сих пор нет.
И, конечно же, российская новинка – гражданский и региональный лайнер Sukhoi Superjet -100. Это его первый МАКС. И сразу же – первое большое соглашение. "Внешэкономбанк" взялся продвигать машину на российский и международный рынки.
Свой воздушный парк решилось обновить и Министерство обороны. 80 миллиардов рублей уже выделены, и к 2015 году 64 новых истребителя должны стоять на боевом дежурстве. "Государство и дальше будет поддерживать самолетостроение", – заявил Владимир Путин. Это безусловный приоритет, но к хронически убыточным компаниям он предложил присмотреться.
"Хочу еще раз повторить: мы, конечно, будем поддерживать авиастроение. Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность обеспечить невозможно без современной боевой авиации, без современных комплексов, – подчеркнул премьер-министр. – Но это не значит, что этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы. Соответствующие ведомства должны внимательно следить за тем, как идет работа и на конкретных предприятиях, в компаниях, и в отрасли, в целом".
В итоге премьер дал министрам срок до 1 октября найти способы, как избавить от долгов действительно пострадавших авиастроителей.
В среду на международном авиационно-космическом салоне – день контрактов. Насколько известно, большие планы имеют арабские государства, да еще и Франция не прочь выпускать вместе с Россией совместные двигатели для новых вертолетов. А начиная с пятницы и все выходные салон будет открыт для всех желающих. Организаторы ожидают не меньше полумиллиона гостей.