Президент Дмитрий Медведев отправляется сегодня в Копенгаген, где проходит климатическая конференция ООН. Глава государства представит российский взгляд на проблему. Дискуссии в столице Дании идут уже вторую неделю. Ожидалось, что участники согласуют новый документ взамен Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году. Но это, похоже, вряд ли удастся из-за противоречий. Одни государства настаивают на равной ответственности за изменение климата. Другие требуют оставить в силе Киотский протокол, который давал послабления развивающимся экономикам.
В Дании встречают больших гостей. Едут Барак Обама, Дмитрий Медведев, лидеры более 100 государств и правительств. Но температура у переговорщиков далека от 36,6. Уже полторы недели. И сейчас приближается к лихорадочно-гриппозной.
На улицах Копенгагена протесты, аресты, полиция и кордоны. "Зеленые" требуют пустить их в зал и скандируют: "Измените мысли, а не климат". Еще один день конференции отмечен скандалом – сменился председатель. Саммит возглавил премьер-министр Дании, потому что переговоры окончательно зашли в тупик. Премьер обещает предложить компромисс – частично сохранить структуру Киотского протокола в новом соглашении.
С первого дня форум был с налетом скандальности. Во-первых, экономический кризис. Ясно, что в таких условиях страны будут вести себя прижимисто и эгоистично. Во-вторых, случился "климатгейт". Хакеры взломали интернет-переписку климатологов, из которой более или менее понятно: они подгоняли свои исследования под красивую, но страшную картину глобального потепления.
Кстати, о потеплении. Разумеется, это главная тема конференции. А есть ли оно вообще? Некоторые ученые и политики поставили вопрос ребром.
"Эта тема сейчас настолько разогрета, что многие мои коллеги, активно ей занимаются, летают на огромные расстояния, только чтобы поговорить об этом вопросе. Это означает то, насколько сейчас к этому вопросу разогрет интерес, какие ведутся дискуссии, и во всем этом я уже чувствую привкус денег, иначе бы так рьяно этим не занимались, – подчеркнул Дмитрий Медведев 15 декабря на встрече с руководством Российской академии наук. – Если бы речь шла просто об общенаучной дискуссии, такого глубокого погружения в материал со стороны мировых лидеров не было бы. А раз это так, значит, мы имеем дело и с большой политикой, и с большими деньгами, и в то же время с угрозой, на которую нам надо будет отвечать всем вместе".
Привкус денег, привкус конфликта. Почти сразу конференция перешла из плоскости экологии и климата в плоскость политики и экономики. По большому счету, о чем же спорят в Копенгагене? О том, кто будет отвечать за выбросы – богатые страны или развивающиеся. Кому платить. Кому сокращать, а кто может и дальше жить спокойно. И кто такие развивающиеся страны?
Вот основные темы конференции: новые лимиты на выбросы, особенно для развитых стран; объемы финансовой помощи странам третьего мира, направленной на внедрение экологически чистых технологий; и схема продажи квот на выбросы парниковых газов, целью которой является прекращение вырубки лесов к 2030 году.
Участники конференции – это 192 страны. Если посмотреть на карту мира, можно увидеть, что, по сути, в Киотский протокол вовлечена вся планета. За исключением США, отказавшихся его ратифицировать. Все эти страны ответственны более чем за 60 процентов всех выбросов. Соответственно, на Штаты приходится около 36 процентов.
Мировые лидеры по выбросам – Китай и США. Вместе ежегодно они вырабатывают в атмосферу около 12 миллиардов тонн. На третьем месте – страны Евросоюза. Замыкает четверку лидеров Россия.
По большому счету в Дании мир разделился на две фракции. Первую устраивает китайский сценарий, то есть, продление Киотского протокола. Вторую – "датский черновик".
"Датский черновик" – это очередной скандал. Он просочился в прессу несколько дней назад и буквально парализовал работу форума. Это проект итоговой декларации. Недоработанный, еще набросок, но возмутивший десятки стран. Его суть сводится к следующим заключениям. Во-первых, развитые страны могут производить почти в два раза больше выбросов, чем бедные. Во-вторых, надо отказаться от дифференцированной ответственности, как сейчас, когда богатые страны сокращают выбросы, а те, что победнее, могут не беспокоиться. И наконец – контролировать климатические финансы будет Всемирный банк, то есть те же богатые страны. Сейчас эти функции – за ООН.
Больше всего этот "документ" взбудоражил группу G77 – это 130 развивающиеся страны плюс Китай. Они за Киотский протокол в прежнем виде.
"Мы видим, что нет никакого прогресса по пути Киотского протокола, и мы опасаемся, что они хотят уничтожить соглашение. Мы требуем – не убивайте Киото. Вместе с африканскими странами мы считаем, что необходимо вернуться на прежние киотские рельсы, в противном случае нам здесь не о чем говорить", – заявил Ниммо Бассей, член организации "Международные друзья Земли".
А вот делегации 40 островных государств настаивают на немедленном принятии нового документа. Им, например, острову Тувалу, грозит затопление, если планета еще разогреется.
Евросоюз показывает пальцем на Китай и США, требуя принять более жесткие обязательства по сокращению выбросов. Те в свою очередь отвечают категоричным отказом. Генсек ООН Пан Ги Мун уже выразил опасения, что конференция в Копенгагене завершится провалом.
"Мы знаем, что должны что-то сделать, мы знаем, что мир ждет этого от нас, и наша задача – довести дело до подписания нового климатического соглашения, которое уменьшит выбросы парникового газа. Это в общих интересах", – подчеркнул генсек ООН.
Ну и что предлагают мировые лидеры?
США – крупнейший загрязнитель, но и вроде бы борец за чистоту планеты. Обама обещает: общий выброс углекислого газа в атмосферу Штаты сократят на 17% уже в следующем году, а к 2050 году – аж на 83%. А на крыше Белого дома установят солнечные батареи.
Великобритания говорит о 40 % сокращений. Гордон Браун, он уже прибыл в Данию, заявил, что участвовал в переговорах "большой двадцатки". И это было тяжело. А тут – две сотни стран! Но результат, по его мнению, обязан быть. "Если мы сможем достичь компромисса, то мои дети, ваши дети, дети со всей планеты будут жить в другом мире, мире без наводнений, засухи, экстремальных изменений погоды. Это поменяет качество жизни людей, мировую экономику, поэтому это так важно", – заявил премьер-министр Великобритании.
Россия заявила, что на Киото она пойти не может. Нужен только новый документ. Устраивающий всех. И мы готовы сократить выбросы к 2020 году до 25 %.
Китай обещает сократить на 45 процентов. Но в ущерб себе это делать, разумеется, никто не хочет.
Вместе с Киотским протоколом появился, по сути, новый рынок – рынок квот. Вот об этом тоже спорят в Копенгагене. У России, например, к 12-му году будут излишки выбросов в 6 миллиардов тонн. Но она их еще не продавала. А обменивала на чистые технологии.
Сам саммит в Дании тоже не чист. Немецкие журналисты посчитали: на нужды конференции было отпечатано около 8 миллионов листов бумаги, закуплено более 15 тонн картофеля, проложено 1200 км кабеля. А ежесекундно в Копенгагене в разгар дня фиксируют одновременно до 80 тысяч телефонных переговоров. Это плюс сорок с лишним тысяч тонн выбросов СО2 в атмосферу. За сокращение которых так ратуют большинство стран-участниц.
Но в Дании и так в эти дни берегут планету как могут. Воду пьют из-под крана. И участникам не дарят подарки – мусора меньше. Кстати, сэкономленные на сувенирах деньги пойдут на гранты экологам.
Мало кто сомневается: прорывного документа на смену Киотскому договору в Копенгагене не примут. Скорее всего, лидеры ограничатся декларацией. По которой придется жить до следующего саммита.