Спецрейс Момбаса – Киев. Долгожданный борт из Кении приземлился в аэропорту Борисполь. Экипаж украинского сухогруза "Фаина", который провел пять месяцев в плену, встречали родные и близкие моряков, а также первые лица страны. Украинские спецслужбы уже сообщили, что операция по освобождению заложников и судна прошла на редкость успешно, но все, похоже, не совсем так. "Фаину" в Аденском заливе ждали. У сомалийский пиратов был свой информатор в Одессе и Киеве. В ходе переговоров о выкупе он продолжал информировать.
Их впервые за долгое время называют не экипажем сухогруза и даже не пассажирами авиалайнера – у истосковавшихся родственников давно уже припасены совсем другие слова. Борт из Момбасы опоздал, но что такое два часа объявленной задержки в Борисполе по сравнению с четырьмя месяцами неизвестности и страха на рейде Сомали?!
"Я очень скучал. Счастлив, что я дома", – говорит один из моряков сухогруза "Фаина".
Встречать приехал и украинский президент. Еще недавно украинское правительство заявляло: всех, кто ютился в крохотной каюте, выдерживая жару и прицелы автоматов, теперь ждет моральная компенсация из его фонда. ведь фрахт "Фаины "- танки и гранатометы – государственная поставка. Но теперь, когда экипаж сухогруза на свободе, об обещаниях вдруг забыли.
"Сумма – миллион триста тысяч. Но сегодня, как мне сказали, выступил господин Гавриш и сказал о том, что это не соответствует действительности", – отметил отец боцмана "Фаины" Дениса Шаповалова Виктор Шаповалов.
Украинские спецслужбы еще раньше отрапортовали: освобождение – результат их спецоперации. О небывалых успехах разведки докладывали на пресс-конференциях – в беседах с журналистами тет-а-тет говорили другое: что четыре с половиной месяца – это недопустимо долго для подобных операций, что информация из кризисного штаба утекала к пиратам чуть ли не каждый день, да и саму "Фаину" "сдали" им еще Одессе.
Как утверждает газета "Коммерсант", "очевидно, что кто-то в самых высших эшелонах власти в Киеве был причастен к этой истории. Спецслужбами уже установлено, что, как только "Фаина" выдвинулась из одесского порта в направлении Африки, из Одессы с номера грузинского мобильного оператора был произведен звонок на телефон сомалийских пиратов. Пираты знали, что будет идти корабль с оружием, и ждали именно его".
Капитан Виктор Никольский и механик Антон Тарасов еще полетят в родной Петербург, но они уже ступили на российскую территорию. Прием в российском посольстве с чаем и сушками – репетиция возвращения домой. На плечах – казенные бушлаты – пираты забрали всю одежду.
Много вопросов к тем, кто отправил судно к африканским берегам. Зачем, к примеру, судовладельцы с родственников украинской части экипажа чуть ли не берут расписки о неразглашении и почему тогда в Октябрьском к забитым оружием трюмам "Фаины" не приставили хотя бы одного автоматчика?
"Нам очень крупно повезло, что у них выстрел из РПГ не получился. Мы бы до сих пор летали там. Это же десятью тысячами снарядов пароход набит", – вспоминает исполняющий обязанности капитана "Фаины" Виктор Никольский.
Но о плохом сейчас все равно думать не хочется. Сегодня – день рождения у сына. Вечерний рейс из Киева в Петербург, которым отец вернется домой, – самый ценный для него подарок. Но точку в темной истории "Фаины" даже это событие вряд ли поставит.
Она уже стала темной, пришвартовавшись в порту Момбасы. "Фаина" оставляет в кильватере загадки: кто именно проинструктировал сомалийских пиратов, чем теперь закончатся переговоры команды судовладельцев и не дойдет ли дело суда?.. Вполне возможно, что украинский сухогруз буксиром потянет за собой еще не одно дело.