- Александр Дмитриевич, здравствуйте. Несмотря на разницу в прогнозах, вы прорабатываете такой минорный сценарий?
- Добрый вечер. Мы, в общем-то, должны быть готовы к любому сценарию и к любому развитию событий. И именно поэтому сейчас правительство очень активно вместе с регионами работает над дополнительными программами занятости. Эти программы как раз рассчитаны на то, чтобы максимально смягчить именно, действительно, пиковые какие-то периоды кризисов, рост численности безработных. В каждой программе занятости в регионе главное – это, наверное, создание временных рабочих мест в весенне-летний период. Это большей частью, конечно, сельскохозяйственные работы. Но не только. Конечно, это жилищно-коммунальное хозяйство, где достаточно много людей может быть занято. Очень важное направление – это переобучение работников, тех, кто находится под угрозой увольнения, для того чтобы они могли получить новую профессию, найти себе новую работу. Ну, и, конечно же, это возможность начать собственное дело. По этим программам региональным выделяются дополнительные средства, чтобы люди, которые хотят открыть свой бизнес, могли получить стартовый капитал. Ну, а потом государство окажет им помощь через кредитование.
- Я должна сказать, Александр Дмитриевич, что мы буквально накануне эту тему достаточно подробно обсуждали с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. Скажите, а вот эти утверждения о том, что рост безработицы замедлился, снизился и второй волны не будет, они на чем все-таки основаны? Какие у вас данные?
- Ну, вы знаете, мы с октября прошлого года очень внимательно мониторим ситуацию на рынке труда. Но то, что очевидно было, что так же, как и во всем мире, в России будет сокращаться производство. Во многих отраслях, особенно в обрабатывающей промышленности, в металлургии, многие предприятия испытывают очень серьезные трудности. Это связано с падением мировой конъюнктуры, с тем, что их продукция не находит сбыт и так далее. Причина известна. И мы, в общем-то, ожидали достаточного роста безработицы и зарегистрированной безработицы. Вот с октября прошлого года по апрель этого на миллион человек, с миллиона 250 тысяч до 2 миллионов 250 тысяч, выросло количество зарегистрированных на бирже труда в службах занятости безработных. И только в последнюю неделю апреля впервые за эти полгода, больше даже, чем полгода, мы увидели остановку роста зарегистрированных безработицы, и даже небольшое снижение – на протяжении нескольких последних недель на 30 тысяч снизилось количество зарегистрированных безработных. Конечно, здесь влияет и сезонных фактор, о котором все говорят. Это сельскохозяйственные работы. Да и вообще к лету всегда традиционно у нас в стране такое оживление в экономике наступает, появляются новые рабочие места. Но, думаю, что свою роль сыграли и эти активные программы занятости, которые применяются в регионах. Думаю, что также очень важна и та антикризисная программа в целом, которая реализуется правительством, поддержка системообразующим предприятиям, поддержка предприятиям так называемым градообразующим в моногородах, где людям больше некуда пойти работать. Государство сейчас активно в финансовом плане прежде всего оказывает поддержку таким предприятиям. Думаю, что это тоже свою роль играет. Поэтому я бы не согласился с теми, кто делает такие катастрофические прогнозы о том, что закончится лето, и у нас будет новый взрыв, волна безработицы. Да, может несколько увеличиться количество безработных. Может.
- А как вы относитесь к мнению экспертов, которые считают, что вот это вот поддержание в таком подвешенном и таком устойчивом состоянии градообразующих предприятий и многих отраслей и такой вот невысокой безработицы не очень правильно? Поскольку, если бы была безработица высокая, и ряд стран на это пошел, то есть сразу стали увольнять людей. Эта безработица высокая, но короткая. Люди быстрее адаптируются, быстрее находят себе рабочие места, быстрее становятся самостоятельнее и предприимчивее. Как вы к такому мнению относитесь?
- Ну, вы знаете, все-таки это шок для людей, и особенно, я сказал, в моногородах, там, где людям больше негде найти работу. Мне кажется, что мы не можем, правительство и государство не может этого допустить. Мы должны этот шок сгладить, смягчить. У нас итак, в общем-то, достаточно сильно выросло количество безработных. Мне кажется, что такой подход невозможен.
- Те отрасли экономики, которые вы перечислили и которые переживают кризис труднее всего, можно ли сегодня говорить, что им стало намного лучше?
- Отчасти. Мне кажется, что в некоторых отраслях даже сейчас, несмотря на общее падение промышленного производства, и достаточно большое с начала года, и то, что в апреле объем производства упал. Тем не менее, в некоторых отраслях есть определенное оживление. Ну, среди них я бы назвал несколько отраслей, в которых, кстати, вообще больших объемов снижения не было или даже был небольшой рост. Это прежде всего агропромышленный комплекс. Там мы даже небольшое увеличение объемов производства наблюдали. Это пищевая промышленность. Это торговля, это связь и коммуникации. Вот во всех этих сферах либо чувствуется оживление, да и, в общем-то, большого спада не было. Даже в машиностроении, несмотря на то, что обрабатывающая промышленность, машиностроение пострадало больше всего в период кризиса, даже там мы видим, что в определенном смысле какие-то ростки и стабилизация в условиях кризиса наблюдается. Здесь большую роль, конечно, играют где-то и государственные закупки и оборонный заказ. Деньги дошли до многих предприятий сейчас, и там ситуация улучшается.
- Какие отрасли сейчас вызывают набольшее беспокойство и на что будут усилия направлены в первую очередь?
- Ну, наибольшее беспокойство по-прежнему вызывают обрабатывающие отрасли, металлургия, где, в общем-то, объемы спада были наибольшими. И мы на них больше всего обращаем внимания. И антикризисная программа правительства ориентирована как раз прежде всего на эти отрасли.
- Нужны сейчас какие-то специальные законы, какие-то специальные меры для стабилизации банковского сектора? Поскольку, как предрекают, именно с него начнется вторая волна.
- Ну, вообще кризис начался с финансово-банковского сектора, причем не только у нас – во всем мире. И надо сказать, что первые действия в России правительства и Центрального банка были направлены именно на то, чтобы стабилизировать ситуацию в банковской сфере, потому что сбережения граждан, которые находятся в банках, могли пострадать. И ситуация была очень серьезная. И мне кажется, что здесь были приняты достаточно быстро оперативные меры, которые позволили ситуацию в банковском секторе и финансовом нормализовать. Сейчас мы наблюдаем процесс – у целого ряда банков, у многих банков растет количество несвоевременных возвратов по кредитам. Ну, мне кажется, что эта ситуация под контролем. Во всяком случае, мы в антикризисной программе, бюджете предусмотрели серьезные средства для того, чтобы докапитализировать банки. Те стабилизационные кредиты, которые предоставлялись банкам, они могут быть сейчас пролонгированы. Более того, сейчас вводится такое правило, что если собственник банка или кто-то другой хочет инвестировать, увеличить капитал банка, то государство добавит на эту сумму в три раза больше денег. Короче говоря, при необходимости, естественно, и государственные средства, если потребуется увеличить ликвидность в банковской системе, будут размещены на счетах в банках, в том числе и средства резерва, которые накоплены, Фонда будущих поколений, тем более там 400 миллиардов рублей. Поэтому, мне кажется, что банковская сфера у нас достаточно неплохо сегодня защищена от второй волны кризиса. И у нас есть необходимые резервы для того, чтобы ее поддержать.
- Ну, это все те меры, которые принимались, собственно, и год назад. Они несущественно отличаются. Но ведь мы пережили и ряд издержек. Это, например, когда банки выводили капитал за рубеж, решая свои проблемы с западными кредиторами. Научилось государство исправлять свои ошибки?
- Ну, здесь трудно сказать, был ли это результат ошибок государства или результат общего кризиса экономического. Могу сказать одно, что вот этот процесс очень быстрого оттока капитала, который мы наблюдали, он сопровождался очень быстрым падением цен на нефть, основные товары нашего экспорта. Сопровождался падением курса рубля и бегством капитала. Вот этот процесс, который мы наблюдали в конце прошлого года, в начале этого, сейчас полностью остановился. Сейчас (правительство) и Центральный банк об этом постоянно информируют. Практически два месяца нет оттока капитала из России. Более того, золотовалютные резервы Центрального банка, которые так быстро уменьшались на протяжении нескольких месяцев, сейчас начали потихоньку расти. Рубль начал укрепляться. И мы видим как бы обратный процесс. Поэтому, я думаю, что вот такое бегство капитала, которое действительно имело место быть, сейчас просто для него нет никаких объективных экономических причин. Тем более, как мы видим, начался рост цен на нефть. Но, соответственно, за этим последует и газ, как известно, с некоторым отставанием.
- Еще характерная особенность – растет число вкладов в банках. Объем депозитов увеличивается.
- Да, растет число депозитов, что особенно приятно, рублевых депозитов. То есть те меры, которые были предприняты, они позволили сохранить доверие к российской банковской системе. Потому что самое страшное, что может быть в экономике в период кризиса, – это потерять доверие. Доверие в первую очередь к банковской системе. То есть люди начинают забирать свои деньги. Здесь уже никакое государство не поможет. Ну, к счастью, у нас доверие довольно быстро восстановилось. И думаю, что здесь большую роль сыграла 100-процентная гарантия вкладов по вкладам граждан в банк.
- Как вы относитесь к возможности сокращения банковского рынка? Этого не произошло год назад, может ли произойти сейчас?
- Ну, если речь идет о кредитовании реального сектора экономики, то, действительно, здесь мы испытываем достаточно серьезные проблемы в силу того, что деньги очень дорогие, и кредиты очень дорогие, и банки связывают кредитование предприятий с большими рисками. Но постепенно, с улучшением макроэкономической ситуации, снижением инфляции, действительно, прекращение оттока капитала, укрепление курса рубля, постепенно и кредитование экономики и реального сектора должно увеличиваться. Сейчас Центральный банк регулярно снижает ставку рефинансирования, что тоже очень важно, дает сигнал банкам о том, что кредиты должны стать менее дорогими.
- Александр Дмитриевич, в регионах сейчас очень недовольны тем, что федеральный центр сократил финансирование строительства дорог, проведение капитального ремонта. Губернаторы считают, что это могло бы обеспечить, в том числе занятость населения. Можно пересмотреть бюджет и дать больше средств на эти нужды?
- Вы знаете, мы же пересмотрели уже бюджет, бюджет 2009 года, обратите внимание. Год кризисный. По предварительным оценкам, в этом году доходы бюджета на четверть сократятся по сравнению с прошлым годом и более чем на четверть, наверное, на треть, будут меньше, чем изначально планировалось. А при этом расходы бюджета мы даже увеличили. Конечно, это связано и с дополнительными расходами по поддержке банковской системы, с дополнительными расходами по поддержке граждан в социальной сфере. Но и инвестиционные программы, конечно же, в определенной степени, сократились, но не до нуля, я бы так сказал. Может быть, больше всего пострадали сейчас инвестиционные программы естественных монополий – "Российских железных дорог", "Газпрома", энергетики. Ну тут ничего не сделаешь. Мы больше денег в экономику сейчас бросить, наверное, не можем.
- И тем не менее, российский бюджет остается социально ориентированным. Какие основные социальные программы будут выполняться сейчас?
- Да, социальные программы и в 2009 году, и в следующем – это такой, я бы сказал, незыблемый приоритет правительства. Об этом и президент наш, и председатель правительства неоднократно говорили. Ну, в самом деле, смотрите: вот в самый разгар кризиса, конец прошлого года, у нас давно было намечено 30-процентное повышение заработной платы бюджетникам, федеральным бюджетникам, – несмотря на кризис, мы пошли на это увеличение. И я думаю, что правильно сделали. В этом году несколько раз индексируется пенсия. Всё так, как запланировано. Но, если говорить о планах на будущее, то здесь еще более, я бы сказал, амбициозные планы. Вот только что Бюджетное послание было озвучено президентом. И на следующий год планируется, я бы сказал, пенсионная реформа и беспрецедентное повышений пенсий.
- Кстати, в 2007 году вы говорили, что пенсия к 2009-му достигнет прожиточного минимума. И сейчас она к этому приблизилась показателю.
- Приблизилась. А в следующем году пенсионная реформа будет проведена таким образом, чтобы в России не осталось ни одного пенсионера, который получал бы ниже прожиточного минимума пенсионера. Это, на мой взгляд, чрезвычайно важная вещь. И даже в условиях ограниченности финансовых ресурсов мы все равно обязательно должны это обещание данное выполнить. Это приведет к 45-процентному росту пенсии, и средняя пенсия в следующем году достигнет 8 тысяч рублей. Будет проведена так называемая валоризация пенсий, то есть будут пересчитаны пенсионные права всех граждан. Они будут увеличены на 10 процентов, и еще по одному проценту за каждый год стажа до 91-го года. Это очень серьезное увеличение пенсий. Я скажу, что на сегодняшний день у нас в стране более 4 миллионов пенсионеров живут за гранью бедности, то есть получают меньше прожиточного минимума. Так вот, даже в условиях кризиса мы идем на то, чтобы полностью вывести из-за черты бедности всех пенсионеров. Это первое. Второе – расходы, которые мы планировали по национальным проектам на здравоохранение. Они связаны и с демографией, выплаты по материнскому капиталу, родовые сертификаты. Специальные программы по сердечно-сосудистым заболеваниям, онкологическим, службам крови, программы по борьбе с курением и алкоголизмом, новые программы. Все это будет реализовываться в полном объеме. Не будут сокращены выплаты врачам, медицинским сестрам. То же самое в образовании. Все программы, связанные с выплатами классным руководителям, лучшим учителям, поддержка инновационных вузов и так далее – все эти программы будут продолжаться. В этом году мы имеем беспрецедентную программу поддержки жилищного строительства. В общей сложности, включая капитальный ремонт и ветхого жилья, выделено около 500 миллиардов рублей на это. Вот вы, кстати, спросили про поддержку государством инвестиционных программ. А ведь жилищное строительство – это одна из главных инвестиционных программ. И я бы сказал, один из двигателей экономики в целом.
- А вот в жилищном строительстве что должно измениться? Вы сказали, ремонт ветхого жилья, строительство социального жилья. Что называют сейчас возможным решением пресловутого квартирного вопроса в условиях кризиса – ипотеку?
- Мы по нескольким направлениям здесь действуем. Во-первых, это выполнение государственных обязательств перед категориями граждан, перед которыми они много лет не выполнялись. Ну, например, к 9 мая следующего года, то есть к юбилею Победы, все ветераны Великой Отечественной войны получат квартиры. Это обязательство, которое давным-давно за государством числилось, но не выполнялось. Сейчас оно будет полностью выполнено.
- Грустно, что ветеранов мало осталось.
- Да, но тем не менее, их достаточно много. И тех, для которых нужно решить жилищные условия. Военнослужащие значительно больше получат квартир, чем в предыдущие годы, чернобыльцы и так далее. Там различные льготные категории. Это первое. Второе – поддержка ипотеки, поддержка молодых семей. Это и государственная поддержка на первый взнос, на субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Это и возможность людям, тем семьям, которые получали материнский капитал и взяли ипотечный кредит на квартиру, получить сейчас уже, эта возможность уже в этом году есть, и погасить задолженность по ипотечному кредиту, по основному долгу. И так далее, здесь можно долго перечислять. И, конечно, ликвидация ветхого и аварийного жилья. В общей сложности более 50 миллиардов рублей только в этом году, и в следующем еще столько же будет выделено. То есть здесь, понимая, что в момент кризиса, конечно, у людей отсутствует возможность в таком объеме брать ипотеку, покупать жилье, как раньше, то есть падает частный спрос, мы постарались по максимуму компенсировать это за счет государственной поддержки и увеличения государственного спроса.
- С помощью государства до какого процента может быть снижена ставка по ипотечным кредитам, на ваш взгляд, оптимально?
- Для разных категорий – разные программы. Но с учетом и региональных программ, во многих регионах есть программа по поддержке ипотеки до 8 процентов, что, в принципе, становится достаточно доступным. Хотя по-прежнему, в общем-то, хотелось бы пониже. Но есть еще первый взнос. Значит, можно получить деньги на первый взнос…
- Но вам бы и за 8 процентов были бы очень благодарны россияне, честно скажем. Александр Дмитриевич, последний вопрос, остается совсем немного времени, к сожалению, к огромному сожалению. На Петербургский экономический форум какие у вас планы?
- Петербургский экономический форум, на мой взгляд, в последнее время стал одним из очень видных в мире форумов, где обсуждаются вопросы самые актуальные. Вот на этом форуме, конечно, будут в первую очередь обсуждаться вопросы, связанные с мировым финансовым кризисом. Очень много крупных компаний и руководителей государств, президентов из других государств приезжают для того, чтобы обсудить эти вопросы. Думаю, что много интересных деловых будет контактов. Вот часто спрашивают, а какие там могут быть инвестиционные сделки заключены? Я скажу, что очень большой интерес, несмотря на кризис, со стороны иностранных инвесторов. Но, вот у меня только будут встречи, например, с компанией, которая собирается в России экскаваторы, тяжелые грузовики производить… компания "Сименс" готова электровозы (производить)… Очень много интересных, я думаю, бизнес-встреч там будет. Очень много интересных будет дискуссий посвящено вопросам финансовым, например, созданию региональных валют, что нас очень интересует. Создание нового финансового центра в России, одного из региональных сначала, потом, может быть, и из мировых финансовых центров и так далее.