В Москве началась тотальная проверка аварийных домов, в которых идут ремонтные работы. Такое решение чиновники приняли после того, как обрушилось здание на Садовнической набережной, где велась незаконная реконструкция. Его решено снести. Подобная судьба ждет и соседний дом, о чем этом заявил глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Между тем, специалисты утверждают, что здание может представлять историческую ценность. Оно было построено еще в начале XX века.
18 июня: "Снесен практически наполовину доходный дом, примыкающий к угловому. К работе приступили еще два экскаватора...". Следующий день, ближе к вечеру: "Начался снос углового желтого дома. Розовый дом снесли". Новость об обрушении дома на Садовнической набережной активно обсуждают пользователи Интернета. Еще недавно пустующий квартал на берегу Обводного канала привлекал лишь московских фотографов оригинальной архитектурой исторических зданий. В таком полуразрушенном состоянии дома простояли несколько лет. Городские власти никак не могли решить: сохранить исторический комплекс или отстроить заново. Первый заместитель столичного мэра Владимир Ресин окончательное решение озвучил уже на месте известных событий 17 июня 2009 года: "Первоначально мы планировали эти дома оставить и их отремонтировать, а сейчас приняли решение их снести и на их месте восстановить точно в такой архитектуре новые дома".
Про рухнувший в минувшую среду дом номер 71 сначала говорили: "Это постройка 30-х годов, "сталинка", ничего интересного". Но, как выяснилось, это дом 1912 года, предназначенный для городских училищ. На его месте сейчас руины. Экскаваторы работают уже у стен дома на углу. Угловой дом номер 80, стоящий на пересечении Садовнической набережной и Садовнического переулка, построенный в 1906 году, в архитектурном плане оказался гораздо интереснее соседних. Здание выделяла необычная расстановка окон на фасаде, связанная с размещением парадной лестницы в его угловой части.
Почему московские власти не знали, что в одном из домов ведется масштабная работа по расширению подвала? Это остается загадкой. При обвале погибли люди, возбуждено уголовное дело. Писатель-краевед Рустам Рахматуллин считает: "Все это выглядит как уничтожение улик. Отчего прокуратура разрешает сносить здания, если следствие говорит о том, что речь идет о незаконном строительстве? А где признаки незаконного строительства? Они сейчас заваливаются!" У защитников исторических зданий Москвы много и других вопросов. Почему после падения одного дома решили снести еще и второй, и где экспертиза?
Член координационного совета движения "Архнадзор" Александр Фролов поясняет: "Угловой дом – это очень интересное здание, доходный дом того времени с нестандартной обработкой угловой части, которая очень важна. Это угол набережной и переулка. И этот дом издалека виден – и по каналу, и на него открываются виды. И он достойно эти виды замыкает, стоит очень неплохо".
Жилой квартал на Садовнической набережной был расселен пять лет назад. Обещанная властями реконструкция с тех пор так и не началась. Впрочем, судя по словам местных властей, план сноса и нового строительства был готов гораздо раньше, чем это озвучил первый заместитель мэра Москвы. Вот цитата из интервью главы управы Замоскворечья районной газете, вышедшего еще в январе: "Дом расселен как аварийный, городом были затрачены серьезные средства на расселение жителей. Здание находится в таком состоянии, что его легче снести и построить новое. Документы на снос готовы".