Банкротство General Motors стало четвертым по величине за всю корпоративную историю США и крупнейшим в истории американских промышленных компаний. Проблемы у GM начались еще несколько лет назад. В 2001-м году автогигант уступил пальму лидерства японским и корейским автопроизводителям.
77 лет General Motors удавалось держать первое место по производству машин. На компанию работало более четверти миллиона человек. Из штаб-квартиры в Детройте дилерская сеть протянулась в 192 страны. Компания владела брендами Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Hummer, Pontiac, SATURN, Opel и Saab. Плюс – марки: Holden, Vauxhall. General Motors – один из крупнейших акционеров корейской Daewoo. Японская Isuzu разрабатывала для заокеанских коллег дизельные двигатели. С итальянской Fiat менялись технологиями топливных систем.
Переломным стал 2007 год. Дорогое топливо, спад продаж по всему миру. Быстро перестроиться на выпуск набирающих популярность малолитражек не удалось. К концу года чистый убыток приблизился к 39 миллиардам долларов. Toyota сбрасывает GM с пьедестала мирового лидера в автопроизводстве.
В 2008-м году руководство General Motors вынуждено просить денег у государства. После долгих переговоров из Конгресса буквально выбивают сначала 9,5 миллиарда долларов, а затем еще 10 миллиардов долларов. Практически сразу компания заявляет: нужно еще 16 с лишним миллиардов. Конгрессмены требуют четкого антикризисного плана.
А его-то у компании и нет. Исполнительный директор Рик Вагонер уходит отставку. К июню этого года из General Motors уволено около ста тысяч человек. Закрывается 13 заводов в США. GM теряет Opel – он отходит российскому Сбербанку и канадской Magna. 1 июня президент Барак Обама лично объявляет о банкротстве корпорации. 60% ее акций перейдут в собственность американского правительства. 12% – канадскому. Оставшиеся разделят между профсоюзами и крупнейшими кредиторами концерна. Взамен компания получит около 40 миллиардов долларов.
General Motors разорвут на две части. В первую войдут убыточные подразделения, во вторую прибыльные, в том числе Chevrolet и Cadillac. Подразделение Pontiac закроют. На Saab претендует шведская Koenigsegg, итальянский Fiat и американский бизнесмен Айра Реннерт, владелец промышленной корпорацией Renco. Еще один лакомый кусок – бренд Saturn – готова забрать японская Mitsubishi. Hummer отходит китайцам.
Неясна судьба российских подразделений. Совместное предприятие с "Автотором" в Калининграде может перейти к "Сычуань Тинчжун". Завод в Петербурге, с конвейеров которого сходят Chevrolet Captiva и Opel Antara, будут делить кредиторы. "GM-АвтоВАЗ" по слухам готовится выкупить Волжский автозавод. Слухи, скорее всего не беспочвенны. По закону "АвтоВАЗ" имеет на это полное право. В этом случае Chevrolet Niva продолжат выпускать уже под лейблом Lada. Экономия на выплате роялти снизит стоимость автомобиля.
Впрочем, процедура банкротства отнюдь не означает ликвидации General Motors. Более того, компания вынашивает новые производственные планы. Уже в этом месяце стартуют продажи кроссовера Cadillac SRX. Новинка должна составить конкуренцию Lexus, Acura и BWW. Цена в базовой комплектации – от 34 тысяч долларов.