"Южный поток" может обогнать "Северный". Как заявил Владимир Путин, черноморский газопровод имеет все шансы заработать раньше, чем трубопровод на Балтике. Сегодня в Санкт-Петербурге российский премьер обсуждал энергетическое сотрудничество со своим итальянским коллегой Сильвио Берлускони. Впрочем, этим повестка переговоров не ограничилась.
Это была, в общем, не совсем обычная встреча. Из трёх премьеров двое – Путин и Берлускони – находились в России, один – Реджеп Эрдоган – у себя дома в Турции, и с коллегами он общался с помощью видеоконференции.
Владимир Путин начал с того, что поблагодарил турецкого коллегу за принятое решение, которое позволяет начать прокладку газопровода "Южный поток" по дну Чёрного моря, в исключительной экономической зоне Турции.
Потом обсуждали другой масштабный проект – трубопровод Самсун-Джейхан, в строительстве которого участвуют российские "Роснефть" и "Транснефть", итальянские и турецкие компании, а вот теперь к проекту собирается присоединиться и Казахстан.
"Я провёл предварительные переговоры с нашими казахстанскими коллегами и друзьями. Я знаю, что сейчас президент Казахстана Нурсултан Назарбаев находится с визитом в Турции, и вы планировали с ним увидеться тоже. Так вот, наши казахстанские коллеги выразили готовность к совместной работе по заполнению этой трубопроводной нефтяной системы", – сообщил турецкому коллеге Владимир Путин.
Безусловно, участие Казахстана в проекте придает ему совершенно иной вес – и политический, и экономический. Ведь некоторые скептики сомневались, а найдётся ли нефть, чтобы заполнить эту трубу. И вот теперь согласие Астаны этот скепсис, кажется, должно развеять, за что Реджеп Эрдоган поблагодарил руководство Казахстана. Сильвио Берлускони говорил о том, что газопровод "Южный поток" должен быть построен быстрее "Северного", того что пойдёт по дну Балтики.
Интерес итальянского премьера понятен – труба пойдет в Италию, и через Италию, возможно, дальше в Европу, что, разумеется, даёт его стране значительный экономические выгоды. Однако быстрое строительство "Южного потока" и в интересах России.
"Это мы действительно можем сделать, потому что у нас есть уже опыт строительства "Голубого потока" на территории Турции, и там мы тоже работали все втроём. То есть там у наших компаний уже реальный производственный опыт есть. Это большая фора в этой работе", – добавил российский премьер.
Позднее Владимир Путин и Сильвио Берлускони встретились с представителями российского бизнеса. Руководитель КамАЗа Сергей Когогин рассказал, что завод планирует совместно с итальянским ФИАТом выпускать сельскохозяйственную технику нового поколения, в которой нуждается российский рынок. Гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян говорил о том, что создано и функционирует совместное российско-итальянское предприятие по продвижению самолета Sukhoi Superjet в Италии. А глава компании Sollers Вадим Швецов, которая собирает в России грузовые "Фиаты", рассказал о планах запустить совместно с итальянцами на Дальнем Востоке завод по производству машин – легковых и внедорожников, а государство, по словам Путина, намерено поддержать этот проект.
"Во-первых, это будет создавать новые высокотехнологичные хорошие рабочие места в таком регионе, который нуждается именно в этой работе, в создании новых рабочих мест. Во-вторых, это даст возможность нашим гражданам, проживающим в этом регионе России, а это удаленные от европейской части регионы, пользоваться, покупать новую современную автомобильную технику отечественного производства", – пояснил преимущества совместного российско-итальянского проекта на Дальнем Востоке глава российского правительства.
Сильвио Берлускони пообещал стать первым покупателем.
- Первую машину, которую, вы будете производить – могу я купить? – спросил Сильвио Берлускони.
- Да, конечно, – ответил российский премьер.
- Но небольшую скидку вы мне сделаете? Если господин Путин первый купит эту машину, то я тогда куплю вторую машину, – добавил руководитель кабинета министров Италии.
Правда, поедет ли он лично за новой машиной на Дальний Восток, Берлускони не уточнил. Но то, что встречаться премьеры будут чаще потому, что есть много общих тем для обсуждения, сегодня говорили не раз.