Дмитрий Медведев – с рабочим визитом в Италии. Поездка хоть и не очень продолжительная, но, без сомнений, знаковая. И не только потому, что по ее итогам подписано почти два десятка документов. В Риме обсуждаются ключевые проблемы взаимоотношений России и Европы в целом. Это и новая концепция глобальной безопасности, которую Москва предлагает Евросоюзу, и российско-итальянский проект газопровода "Южный поток".
В этом году Дмитрий Медведев посещал Италию уже дважды – в марте вместе с президентом Наполетано участвовал в официальной церемонии передачи Русского подворья в Бари, в июле – приезжал на саммит "группы восьми" в Аквилу. Нынешней визит в Рим – рабочий, короткий, но судя по количеству межправительственных соглашений, которые предстоит подписать – не менее емкий и важный.
Это уже шестой раунд межправительственных консультаций, но, пожалуй, впервые в таком составе. Вместе с Дмитрием Медведевым в Рим прилетели сразу 10 министров, руководители федеральных агентств. За спиной у Сильвио Берлускони, который лично встречает российского президента перед виллой Мадама, – тоже почти весь его кабинет.
Торжественная встреча перед виллой: Дмитрия Медведева и Сильвио Берлускони приветствует почетный легион карабинеров. Какое внимание уделяет пресса этой встрече, видно даже не только по тому, сколько раз перед камерами президента и премьера просили пожать руку. Аппаратура, с которой фотографы следят за каждым жестом двух лидеров, позволяет увидеть и оценить даже малейшие политические нюансы.
Первая встреча – один на один, и даже без участия переводчика (он сидит рядом). Сильвио Берлускони и Дмитрий Медведев беседуют на английском, и когда вновь появляются перед камерами – это видно сразу – они могут договориться практически обо всем. Через минуту перед фотографами появляются уже делегации в полном составе.
Вопросы, которые предстоит обсудить на расширенных межгосударственных консультациях, касаются самых разных сфер сотрудничества – транспорт, энергетика, культура, образование, туризм, сельское хозяйство. И хотя этот год оказался непростым для совместного бизнеса – товарооборот упал на 46% – но все важные и приоритетные проекты выжили, и некоторые из них сегодня получают совсем новое звучание.
Еще пару недель назад о подписании такого меморандума между ENI и "Газпромом" говорили лишь как о возможном, но стороны уладили все формальности в рекордные сроки.
В российско-итальянский проект "Южный поток", которого так ждут в Европе, сегодня формально вошел еще одни участник – французская компания "Електрисите дю Франс". Италия и Россия договорились, что в ближайшие месяцы будут подписаны все недостающие документы. Структуру сделку еще уточнят, но французы, скорее всего, возьмут на себя реализацию морской части проекта. По мнению Дмитрия Медведева и Сильвио Берлускони, в таком международном исполнении "Южный поток" станет более надежным.
"Мы набрали по "Южному потоку" очень хорошую динамику. Были подписаны недавно документы с нашими другими европейскими партнерами – со Словенией. Теперь мы подписываем специальные соглашения на эту тему с нашими итальянскими друзьями. Самое главное нам сейчас – придерживаться того графика и тех договоренностей, которые были достигнуты до того. Я надеюсь, что мы будем просто продвигаться так, как и договорились. "Южный поток", как и "Северный поток" – это проект, направленный на обеспечение абсолютно современной системы энергетической безопасности Европы. И если мы его реализуем, я уверен, всем будет хорошо. А у нас шансы его реализовать блестящие. В том числе и после сегодняшнего подписания", – заявил Медведев.
"Южный поток" обеспечит надежные и долгосрочные поставки газа в Европу, поскольку пройдет в обход сложных территорий", – отметил Берлускони.
Такие заявления – лучше всяких прогнозов синоптиков. В Италии очень надеются, что нынешняя зима будет теплой для Европы во всех отношениях, как и все последние десятилетия. В декабре исполняется 40 лет с момента первой поставки российского газа на Апеннины. Таких контрактов – долгосрочных и выгодных – у России до сих пор нет ни с одно страной.
Глава "Газпрома" Алексей Миллер уверен, что появление "Южного потока" будет знаковым не только для двух стран: "Этот проект позволит кардинальным образом снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу. Мы продолжим переговоры уже в трехстороннем формате и, как я уже сказал, планируем, что в течение 2010 года будут достигнуты окончательные договоренности по условиям вхождения наших французских партнеров в проект".
Еще одно рамочное соглашение – между Внешэкономбанком и банком "Интеза Санпаоло" – хорошая новость для российского малого и среднего бизнеса. Итальянские партнеры предоставляют российской стороне 300 миллионов евро для кредитования бизнесменов и предпринимателей.
Кроме церемоний подписания, в которой приняли участия практические все российские и итальянские министры, главы крупнейших корпораций и компаний, одна из главных тем для обсуждения в Риме – Договор о европейской безопасности. Документ, основанный на принципе неделимости безопасности и создания в Европе единого пространства в военно-политической сфере, лишь несколько дней назад опубликован на сайте президента РФ и разослан главам Европы. Сегодня в Италии, по сути, у него первые слушания, и именно Сильвио Берлускони первый из европейских лидеров делится своими ощущениями от прочитанного: "Мы положительно оцениваем эту инициативу, касающуюся европейской безопасности. Мы считаем ее нужной и важной. Я, со своей стороны, буду обсуждать ее вместе со своими коллегами на следующем саммите Евросоюза".
"Это полноценной договор, который исходит из принципа неделимости европейской безопасности, который содержит в себе целый набор контрольных механизмов, необходимых для того, чтобы урегулировать самые сложные вопросы. А в том, что в Европе еще есть проблемы, я надеюсь, в этом зале никто не сомневается. И есть, кстати, проблемы, которые, по сути, создают угрозу для безопасности всему континенту, мы в этом убедились в прошлом году. Поэтому я надеюсь, что наши партнеры внимательно изучат этот документ. Я надеюсь, что мы продолжим дискуссии по этому поводу на всех площадках – и на площадке ОБСЕ, и нашими партнерами по Евросоюзу, и на площадке, которая сближает позиции Российской Федерации и Североатлантического блока, и в рамках ОДКБ, и в рамках Содружества независимых государств. Все должны участвовать, если мы хотим создать новый документ. В конце концов, Хельсинки было давно, нужно периодически обновлять институты, не отрицая того позитивного, что было сделано, не отменяя этого, но создавая новые конструкции, которые будут служить обеспечению безопасности", – сказал президент РФ.
В продолжение разговора о безопасности – вопрос про Афганистан и новую инициативу Брака Обамы направить в регион 30 тысяч солдат дополнительно. У России в этом, безусловно, своя позиция и свой опыт. Именно поэтому вопрос адресован и президенту Медведеву.
"Афганистан должен найти себя как государство. Этот процесс длится уже десятилетия, если не сказать столетия. И все мы убеждаемся в том, что попытка образовать государственность Афганистана при помощи внедрения каких-либо иностранных технологий политических ничем не заканчивается. Так было в XX веке; я уверен, так будет и сейчас. Но помочь нашим афганским партнерам мы обязаны. Я хотел бы сказать, что те функции, которые исполняют в Афганистане и американские военнослужащие, и европейские военнослужащие, в том числе итальянские, – это, по сути, функции по поддержанию мира. Это очень важные функции. Президент Обама по-партнерски позвонил мне и рассказал о новых идеях по работе в Афганистане. Я ценю этот шаг. Это серьезная позиция. Мы готовы оказывать свою поддержку тем усилиям, которые предпринимаются нашими партнерами, но в конечном счете, на мой взгляд, навести порядок в собственной стране сможет только национальное правительство Афганистана. И я надеюсь, что вновь избранный президент Карзай будет стремиться именно к такой конструкции управления своим собственным государством", – ответил глава российского государства.
Традиционный вопрос в финале – российскому президенту о выборах 2012 года, конкуренции на выборах. Как отнесется Дмитрий Медведев к тому, что в списках появится и фамилия Владимира Путина? "Премьер Путин сказал, что он не исключает этой возможности. Я тоже хотел бы сказать, что я не исключаю этой возможности. Но мы с ним, как уже оба говорили, в любом случае люди близкие, очень хорошо друг друга понимающие и работающие совместно. И уж мы сможем договориться, каким образом не толкаться локтями, а принять для нашей страны разумное решение. Но только в том случае, если и господин Медведев, и господин Путин будут иметь какие-то шансы быть выбранными. Мы не знаем будущего, мы не знаем, что будет через несколько лет, но в любом случае будем вести себя, как ответственные политики. Я в этом уверен", – сообщил Медведев.
Символическое оформление для совместной пресс-конференции выбирал лично Сильвио Берлускони. За спиной у двух лидеров – огромная копия знаменитого плафона итальянского художника XVI века Гвидо Рени "Аврора" со сценой рождения нового дня. По мнению итальянского премьера и российского президента именно так – безоблачно – сегодня выглядят российско-итальянские отношения.
"Когда меня пригласили на пресс-конференцию сюда, в палатку, я сначала подумал, что эта палатка будет похожа на палатку нашего друга – лидера Ливийской социалистической арабской Джамахирии полковника Муаммара Каддафи. Но когда я посмотрел, как выглядит эта палатка, я понял, что это отдельное произведение искусства. Спасибо, друзья", – сказал российский лидер.
По окончании пресс-конференции Дмитрий Медведев отправился в Ватикан, где его ждет папа римский Бенедикт XVI. Это будет не только первая встреча с понтификом, но и, возможно, первый шаг к совершенно новым отношениям между двумя государствами – Россией и Ватиканом.