Евросоюз прощается с лампами накаливания. В европейских магазинах запрещена продажа лампочек мощностью 100 ватт. Им на смену пришли экономичные и, по мнению чиновников, экологичные энергосберегающие лампы. Правда, сами европейцы считают, что новые светильники полезны для бюджета, но не для здоровья: там ртуть.
Пустые полки светотехнического отдела заурядного гамбургского супермаркета, скорее, еще одно подтверждение тому, что среднестатистическим немцам далеко не все до лампочки. Покупатели смели все подчистую. И так по всей Европе. "Моя жена отчаялась искать лампочку в виде свечи под абажур. Ее просто больше нет", – жалуется пожилой покупатель.
"Была коптилка да свеча – теперь лампа Ильича": у нас в России все, что касается груш с накаленной добела вольфрамовой спиралью дорого сердцу. Лампа Ильича – национальный бренд. Она не только светит, но и греет, а это важно при наших минусах. И пусть КПД такого изделия – всего 5%, но оно дешевое и практически безопасно в использовании. Но так считаю не все.
Профессор, доктор технических наук Юлиан Айзенберг показывает график, по которому ясно, что уже в 2016 году в Европе не останется ни одной лампы накаливания. Но ученый говорит это с грустью: есть повод. В России про энергосберегающие технологии знают немногие. На жителя самой большой страны в мире приходится всего 3-4 газоразрядных лампы, а это нонсенс: на одного китайца, к примеру, 60- 80 штук, и это при том, что своего первого космонавта они запустили всего 5 лет назад.
"Вот, собственно, два основных вида, но в обоих лампах вся электроника, вся пускорегулирующая аппаратура – вот в этих цоколях, – показывает новые лампы Айзенберг. – При этом я должен сказать, что здесь ее значительно меньше, чем в мобильном телефоне, но ни у кого не возникает вопроса, что мобильный телефон не нужно покупать, потому что он ненадежный".
Профессор защищает новую технологию. Говорит, что такие лампы сберегут по 1000 рублей с каждых 10 тысяч часов работы. Они тратят в 5 раз меньше энергии и в 8 раз больше служат. И тут же хвастает, какая светотехника у него в кабинете на дистанционном пульте – импортная. Он также демонстрирует лампу будущего – таких в России еще и не выпускают: "Они имеют диаметр 16 миллиметров".
Ламповый завод в Саранске. Крупнейшее в стране производство хрупкого предмета, без которого не обходится ни одна российская семья. Директор заводского музея бережно держит в руках первую лампу накаливания – ее придумал и произвел русский ученый Александр Лодыгин еще в 1872 году. С тех пор их произвели сотни миллиардов штук. И вдруг закат эпохи – мир переходит на новые технологии.
Сотрудники Саранского лампового переживают – мол, новые лампы, конечно, экономичные, но и небезопасные. "Если сравнивать с новыми компактными люминесцентными лампами, в них все-таки содержится ртуть. Я бы лично, где маленькие дети или жилье, использовал бы, оставил бы лампы накаливания", – говорит Петр Шибанов, начальник цеха ГУП Республики Мордовия "Лисма".
Действительно, в производстве газоразрядных ламп нового поколения используется ртуть, и еще не до конца исследовано воздействие их излучения на человека. Британские ученые утверждают, что свет новинки опасен и даже враждебен, вызывает рак. Офисные работники в Европе жалуются даже, что свет от энергосберегающих лампочек вызывает у них депрессию, угнетает. "Многие люди боятся всего нового. Вот сначала были обычные лампочки, а теперь – энергосберегающие. Вот они и боятся. Не знаю, что особенного в энергосберегающих лампочках? У них бывает такой холодный, мертвящий свет, такой белый, и производит неприятное впечатление. Но в этих лампах бывает и теплый, мягкий свет", – отмечает Анна Варга, кандидат психологических наук, президент Общества семейных консультантов и психотерапевтов.
Как бы там ни было, на производстве ламп нового поколения Россия может сэкономить 120-150 миллиардов долларов, а потребление электроэнергии можно будет снизить на 45%. Это сэкономит нам 240 миллиардов кубометров газа, 89 миллионов тонн угля и 43 миллиона тонн нефти. Правда, не решен еще вопрос, как утилизировать такие лампы – ведь в них ртуть. Заводов и технологий пока в России нет.