Неожиданный отказ General Motors продать Opel консорциуму Magna-Сбербанк привел в возмущение немецкие власти, сообщают "Вести". Канцлер Германии Ангела Меркель назвала его поражением. Премьер-министр федеральной земли Гессен Роланд Кох высказал открытое негодование: "Многомесячные старания, за которые Европе удалось найти лучшее решение для Opel, растоптаны", – цитирует слова Коха газета Welt.
В ночь на среду на заседании правления GM в Детройте было приняло решение не продавать Opel поскольку деловая обстановка в Европе улучшилась. Исполнительный директор концерна пообещал, что в скором времени правительству Германии будет представлен план полной реструктуризации. Также, по его словам, General Motors продолжит развивать свой бизнес в России и возобновит работы напрямую с группой "ГАЗ".
Премьер-министр западногерманской земли Гессен Роланд Кох возмущен решением американского концерна General Motors не продавать свою дочернюю компанию Opel консорциуму Сбербанка и канадско-австрийской компании Magna International Inc. Это решение похоронило продолжавшиеся в течение месяцев напряженные переговоры вокруг продажи Opel.
В заявлении премьер-министра Гессена, где расположены головное предприятие и штаб-квартира автомобильной компании, говорится, что Роланд Кох "поражен и одновременно раздосадован" новым решение американских хозяев этого старейшего немецкого автопроизводителя.
"В свете негативного опыта последних лет по поводу корпоративной политики General Motors я испытываю большое беспокойство по поводу будущего компании и её рабочих мест", – указал также гессенский премьер. Он также выразил надежду, что General Motors будет сам нести теперь необходимые финансовые издержки по поддержанию на плаву Opel, "чтобы немецкому налогоплательщику не был нанесен ущерб".
Принятое в Детройте решение по Opel вызовет, несомненно, мощные протесты 25-тысячного коллектива компании в Германии. Как раз накануне он согласился на значительное снижение своей зарплаты во имя санации Opel, но только при условии того, что его владельцем станет Magna.
Срыв этой уже, казалось, практически полностью согласованной сделки, безусловно, подорвет также доверие ко всему корпоративному миру США и отчасти к нынешней американской администрации Барака Обамы, которой в настоящее время, фактически, принадлежит General Motors, в деловых и политических кругах ФРГ, активно добивавшихся ее осуществления и выделивших ради этого значительные финансовые средства.
Спокойно воспринял новость о том, что General Motors решил сохранить за собой германский Opel, российский вице-премьер Александр Жуков. Он считает, что для правительства России главное – это поддержка отечественного автомобилестроения.
"У нас столько проблем со своим автопромом, что сейчас наш главный приоритет – это поддержка собственной автомобильной отрасли, в том числе и Горьковского автозавода, – сказал он. – Российская экономика уже прошла низшую точку кризиса и есть перспективы подъема отечественной автомобильной промышленности".
Эпопея с продажей американским автомобилестроительным гигантом General Motors своего европейского подразделения Opel/Vauxhall закончилась неожиданно, но вместе с тем логично: на протяжении самого тяжелого для компании периода, когда ей срочно нужны были финансовые вливания, решение вопроса постоянно затягивалось, а теперь, с улучшением глобальной экономической ситуации и возвращением спроса на автомобили, необходимость быстро расстаться с Opel для GM отпала.
Изначально GM, который после нескольких лет неэффективного менеджмента не смог справиться с кризисными явлениями на автомобильном рынке и был вынужден пройти через банкротство и финансовое оздоровление, рассматривал несколько вариантов действий в Европе: продажа контрольного пакета Opel консорциуму в составе канадского производителя автокомпонентов Magna и Сбербанка РФ, продажа бельгийской инвесткомпании RHJ, сохранение контроля над Opel и, наконец, банкротство европейского подразделения.
Окончательное решение по Opel многократно переносилось из-за разногласий между основными заинтересованными сторонами – GM и правительством Германии. В выборе между двумя претендентами на покупку Opel ни GM, ни Германия своих предпочтений не скрывали. GM неоднократно заявляла, что считает более простым вариантом сделку с RHJ, так как продажа Opel консорциуму Magna и Сбербанка порождает много вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью.
Правительство Германии, в свою очередь, однозначно высказывалось в пользу предложения Magna и Сбербанка, так как оно позволило бы сохранить максимум рабочих мест на предприятиях Opel в ФРГ. Германия не является акционером Opel, значимость ее позиции в этой сделке определялась готовностью предоставить покупателем автоконцерна госгарантии.
В конце августа стало известно, что GM может прибегнуть к помощи других стран – США, Великобритании, Испании, Польши – для финансирования реструктуризации Opel, а также вложить собственные средства, сохранив контроль над Opel.
Наблюдатели неоднократно отмечали, что с приближением решающих раундов борьбы за Opel ситуация все больше приобретает политическую окраску. Однозначно на эту тему высказался Олег Дерипаска, контролирующий группу "ГАЗ" (она рассматривалась консорциумом Magna и Сбербанка как российский индустриальный партнер в случае покупки Opel). "В случае с Opel дело еще и в суевериях Госдепа США", – говорил Дерипаска.
В начале сентября совет директоров GM все же одобрил предложение Magna и Сбербанка, которое активно поддерживали не только правительство Германии, но и профсоюзы (а без их одобрения невозможно провести сокращения, необходимые для реструктуризации бизнеса Opel).
Подписание финального соглашения с Magna-Сбербанк постоянно переносилось, а тем временем на пути сделки возникло новое препятствие: антимонопольные органы ЕС заявили, что не считают законным предоставление Германией госгарантий лишь одному претенденту на покупку Opel. Берлин, отвечая на претензии со стороны ЕС, официально проинформировал GM, что господдержка со стороны Германии в размере 4,5 миллиарда евро доступна для любого покупателя Opel.
В итоге совет директоров GM решил собраться еще раз 3 ноября, чтобы проанализировать последние события. В преддверии совета источники Financial Times в GM говорили, что в руководстве американского концерна есть сторонники сохранения контроля над Opel, однако, скорее всего, решение о продаже Magna и Сбербанку будет подтверждено.
"Я буду очень удивлен, если они снова вернутся к исходной точке", – сказал газете близкий к компании источник. Однако после заседания, которое, по данным FT, продолжалось 6 часов, GM заявил, что не будет продавать Opel.
"Учитывая улучшения ситуации в GM за последние месяцы, а также важность Opel/Vauxhall для глобальной стратегии GM, совет директоров GM решил сохранить Opel и инициировать реструктуризацию европейского подразделения концерна", – говорится в заявлении GM. "GM скоро представит план реструктуризации правительству Германии и другим правительствам, – заявил президент GM Фриц Хендерсон. – Нашей целью было обеспечить лучшее долгосрочное решение для наших клиентов, сотрудников, поставщиков и дилеров, и это отразилось в принятом нами решении. Выбранный вариант представляется самым стабильным и наименее дорогостоящим.
По предварительным оценкам GM, расходы на реструктуризацию европейского подразделения составят около 3 миллиардов евро – "значительно меньше, чем в предложениях инвесторов".
"Финансовое положение GM заметно улучшилось за последние несколько месяцев, и это дает нам уверенность в том, что европейский бизнес будет удачно реструктурирован", – заявил Хендерсон. Он также выразил надежду, что GM продолжить развивать свой бизнес в России в двустороннем сотрудничестве с группой "ГАЗ" – несостоявшимся индустриальным партнером Opel в схеме, предлагавшейся Magna и Сбербанком.
Пресс-секретарь правительства Германии, слова которого приводит FT, сказал, что власти страны разочарованы решением GM и попросят вернуть кредит на 1,5 миллиарда евро, предоставленный Берлином Opel. Министр экономики Великобритании лорд Мандельсон "удивлен" решением GM, но при этом уверен, что английские заводы Vauxhall ждёт хорошее будущее, пишет FT.
"Мы продолжим поддерживать Opel и GM и хотим поблагодарить всех, кто поддерживал процесс реструктуризации Opel. В частности, мы благодарим нашего партнера, Сбербанк, за его существенный вклад и поддержку на протяжении всего процесса", – говорится в заявлении главы Magna Зигфрида Вольфа. Официальный комментарий Сбербанка ожидается позднее в среду.
Эксперты не уверены, что с точки зрения бизнес-логики решение GM стратегически правильно. "На западноевропейском рынке очень высока конкуренция. Слишком сложно преуспеть и в США, и в Европе. GM не сможет этого сделать. Рано или поздно Opel ждет банкротство", – сказал агентству Bloomberg директор Центра автомобильных исследований университета Дуйсбург – Эссен Фердинанд Дуденхоффер.