Место доллара занимают евро и йена

Что с долларом? Всю неделю он скользит вниз. К выходным он стоит уже 29 рублей 32 копейки. Еще чуть-чуть, и будет докризисный уровень. Дешевеет доллар и по отношению к другим валютам. По данным лондонских деловых кругов, крупнейшие финансовые институты Запада обсуждают, как быть с долларом дальше.

Глобальные перемены на валютном рынке. Сейчас – когда обсуждаются будущие цены на энергоносители, едва ли не в последнюю очередь вспоминают об американской валюте. А что с долларом? Всю неделю он скользит вниз. К выходным он стоит уже 29 рублей 32 копейки. Еще чуть-чуть, и будет докризисный уровень. Дешевеет доллар и по отношению к другим валютам – с начала года на 12,5%. По данным лондонских деловых кругов, в последние дни крупнейшие финансовые институты Запада, включая центробанки, на конфиденциальных переговорах обсуждают, как быть с долларом дальше.

Почему падает доллар? Если увядающая кривая курса американской валюты отражает максимальное снижение за последние 20 лет, то график американского "промышленного" индекса Dow Jones строится в противоположном направлении. На этой неделе, впервые с октября прошлого года, Dow Jones , двигаясь вверх, преодолевает зримую черту – 10 тысяч пунктов. Кому на руку слабый доллар?

На этот вопрос отвечает доктор экономических наук Йельского университета Вильям Кляйн: "Слабый доллар – это проблема для внешнего мира, это проблема, с которой миру надо учиться жить. Потому что доллар больше никогда не будет так переоценен, как, например, во времена Рейгана или в начале президентского срока Буша или в конце срока Клинтона. Этого не случится. Люди стали слишком разумны. Они следят за ростом американского внешнего долга".

Долг множится в геометрической прогрессии. Сложно произносимое 13-значное числительное – одновременно дефицит государственного бюджета в этом году – ставит новый антирекорд. Почти полтора триллиона долларов – худший показатель за последние полвека. Но это не мешает министру финансов Тимоти Гайтнеру ровным тоном сообщать, что "очень важно, чтобы США сохранили сильный доллар. "Мы понимаем, насколько значима роль доллара в международной валютной системе", – отмечает он. Но то, что это не так, заметили даже на Капитолийском холме.

"Министр финансов и глава ФРС ничего не сделали, чтобы поддержать доллар, поэтому я глубоко взволнован падением доллара по отношению к другим валютам", – говорит сенатор от Республиканской партии Джим Буннинг.

Почему это выгодно Вашингтону – можно посчитать столбиком. Ослабление доллара – на руку администрации Обамы. Во-первых, он делает американский экспорт конкурентно способным. Во-вторых, чем мягче доллар, тем проще обслуживать огромный долг. Но понравится ли это хозяевам долга?

"Существует общая атмосфера антидолларовая, очень мощная, – считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. – И она бесследно не может пройти. И поэтому и центральные банки, и правительства многих стран пытаются как-то диверсифицировать валютные резервы. Это значит как-то уменьшить долю доллара немножко, увеличить долю евро, других валют. Это происходит, да. Но все делают это очень осторожно. Потому что если вы будете делать это радикально в массовом масштабе, то вы только ухудшите положение своей собственной".

То есть доллар рухнет. И что? Вот, например, китайцы – они в течение 30 лет в поте лица добывали эти дурацкие доллары. И что теперь? И теперь это все должно пойти прахом? Остросюжетную экономическую статью под броским заголовком "Отречение от доллара" печатает британская The Independent. Журналист Роберт Фиск, не подтверждая ни фамилиями, ни добросовестными цитатами, пишет о том, что страны Персидского залива, Китай, Япония, Франция, Россия якобы ведут переговоры о замене доллара в расчетах на нефтяном рынке на некую корзину валют к 2018 году.

Фиск делает мрачный вывод: "Это звучит словно опасное предсказание будущих экономических войн между США и Китаем из-за ближневосточной нефти, которые снова превратят региональные конфликты в битву за мировое господство". Почему это не выдумка – Роберт Фикс объясняет "Вестям Недели" по телемосту из Бейрута.

"Доллар упал на несколько центов, когда вышла моя статья, – говорит он. – Из Саудовской Аравии последовали опровержения, как мы и ожидали. Громкие опровержения звучали из Китая. И доллар пошел вверх. Это знак наивности рынка. Если доллар может упасть из-за одной газетной статьи, особенно, если в ней описывается что-то, что не случится в ближайшие 9 лет, – это знак слабости рынка, если статья может так повлиять на курс валюты".

Если это расценивают как информационную атаку на доллар, то агентство Bloomberg не ленится привести цифры и сравнительные графики, ссылаясь на бывшего аналитика ФРС США, ныне сотрудника Barclays. Стивен Энгландер замечает: мировые центробанки нацелились на диверсификацию, раньше об этом только говорили. Как на это ответит ведомство Бена Бернанке?

"Когда Федеральная резервная система начнет поднимать процентную ставку, доллар может стабилизироваться на глобальном рынке, и мы ожидаем, что это случиться во второй половине следующего года", – отмечает главный аналитик Инвестиционного банка по национальным валютам Стивен Энгандер.

Арифметика бывшего чиновника ФРС такова – за последние 10 лет, с 1999 года, средняя доля долларовых активов в валютных резервах центробанков мира составляла 63%, но во втором квартале 2009 года резко сокращается до 37. Место доллара занимают евро и йена.

Эти цифры должны подсказывать, что желание отстраниться от американской валюты становится в мировой экономике более явственным и массовым. Но какие мотивы стоят за таким маневром? Попытка диверсифицировать валютные резервы или отсутствие веры в экономическую политику Барака Обамы, Тимоти Гайтнера и Бена Бернанке? Может, аллергия на стук печатного станка? Или это просто реакция на заговор против американской валюты? Нужное подчеркнуть.