Горожанам предложили вспомнить старую Москву, виды которой сохранились лишь на фото и полотнах художников. На Страстном бульваре – любимом месте прогулок москвичей – прошел показ нарядов 20-60-х годов.
Художник Владимир Качанов рисует Москву вот уже полвека. И вышло так, что на его картинах уютные московские дворики, тополя, старые дома - все то, что и создает образ города - присутствуют, а в жизни ничего этого давно уже нет. Так и родился альбом "Москва уходящая". Название горькое, но и оно уже несколько отстало от жизни.
"Москва, которой нет" - это точнее, - говорит Владимир Кочанов. - Практически надо говорить о старой Москве. Ее практически нет. Раньше у меня с женой было любимое занятие - погулять по старой Москве. А сейчас практически негде".
Страстной Бульвар - одно из самых многострадальных мест столицы. Злоключения начались еще со сталинского сноса одноименного монастыря и открытия на месте поверженной святыни сквера с фонтанами - Пушкинской площади. Архитектурный вандализм, начатый еще 80 лет назад, продолжается и в наши дни. Недавно выведен из списка вновь выявленных памятников дом суворовского полковника Бенкендорфа. Именно здесь в начале XIX века Иван Андреевич Крылов написал свои самые первые басни. А теперь на этом месте столичные власти собираются построить отель. Конкурс уже завершен.
"Победил проект, который предполагает полный снос здания и строительство нового с заполнением внутреннего двора и с экранным фасадом, на котором будут экспонироваться виды старой Москвы. Ну это уже полное издевательство", - возмущается Рустам Рахматуллин, писатель, краевед, координатор движения "Архнадзор".
Поймать образ той безвозвратно ушедшей и уходящей Москвы можно по-разному. Платья из бабушкиного сундука подчас оказываются долговечнее зданий. Это импровизированное дефиле на Страстном демонстрирует сразу две моды ХХ века - на наряды и на прогулки по столичным бульварам.
"Тут какое платье не надень - 20-х или 60-х - все равно бульвар остается актуальным местом встречи москвичей в ХХ веке. Поэтому, конечно, я думаю, сохранение памятников архитектуры, общего концепта города и платьев, все идет в одной упряжке. И мы все, конечно, должны работать вместе, чтобы что-то хотя бы сохранить из истории этого времени", - считает создатель фотоателье "Ретрообраз" Анастасия Размахнина.
Современниками бульвары воспринимаются как нечто незыблемое, один из главных символов Москвы. Между тем планы их сноса возникали в прошлом неоднократно. Страстной, Гоголевский и Тверской бульвары по-прежнему могут повторить участь Зубовского, Новинского и Смоленского, от которых остались одни названия в буквальном смысле слова.