В деле о продаже, а точнее теперь уже не продаже немецкого концерна Opel впервые прозвучало слово "суд". Канадско-австрийская Magna намерена добиваться от американской General Motors компенсации затрат на подготовку к сделке. Сбербанк, в свою очередь, готов уладить все миром, но также не исключает возможности судебного процесса. Американский концерн General Motors имеет внушительный багаж собственных долгов. Теперь к финансовым проблемам могут прибавиться еще и правовые.
Товар – деньги – товар. Аксиома, на которой держится вся мировая экономика, не совсем работает, если товар – это тонущая корпорация с мировым именем. На подобную сделку нужны миллиарды долларов. Ну а если сделка срывается, уже потраченные доллары – а в случае с Opel это не доллары, а евро – никакого товара не покупают. И щекотливость этой ситуации понятна на любом рынке, хоть на овощном, хоть на мировом автопромышленном.
"Ситуация предельно понятна, но не понятно пока, почему General Motors так радикально изменила свое решение за какие-то месяц-полтора. Мы проводим консультации с GM, мы вступили в юридические отношения, из которых теперь нам надо выходить. Надеюсь, что нам удастся решить эти вопросы вне судебной процедуры, но мы готовы защищать свою позицию и в судах", – подчеркнул председатель правления Сбербанка Герман Греф.
Достоверно не известно, сколько потерял Сбербанк, который в консорциуме с канадско-австрийской компанией Magna собирался покупать контрольный пакет Opel у американской General Motors. Но Magna – и об этом сегодня сообщают европейские журналисты – потратила на подготовку сделки чуть ли не сто миллионов евро. Потратила, получается, впустую: GM передумала продавать германские активы. А сильнее всех от такой перемены настроения пострадала сама Германия. И это уже политика.
Opel – важный пункт первой программной речи Ангелы Меркель перед новым бундестагом. "Предыдущее правительство определилось со стратегическим инвестором для Opel из благих побуждений, чтобы дать компании новое будущее. Если бы мы этого не сделали, Opel сегодня могло бы и не быть, потому что GM не выполняла своих обязательств по отношению к компании месяцами", – заявила Меркель.
Правительство ФРГ выделило General Motors полтора миллиарда евро кредита. Чтобы Opel оставался на плаву до того, как заработают российско-канадские средства. Но теперь Детройт уверен, что обойдется без них.
Новый план будет работать только в том случае, если GM возьмет на себя львиную долю расходов по реструктуризации. Это значит, что кредит тоже придется вернуть.
Канцлеру Меркель и правда не позавидуешь – даже если деньги вернутся в бюджет, то стоить это будет прежде всего немецким профсоюзам. Американские хозяева и без того – в отличие от плана Сбербанк-Magna – собирались сокращать персонал, а тут еще новые долги.
А что на российском конце несостоявшейся сделки века? "Это никаким образом не повлияет на концепцию развития российского автопрома, и мы исходим из того, что определенные зарубежные производители локализуют производство в РФ, – отметил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. – По сути, крупным компаниям, таким как "ГАЗ", "АвтоВАЗ", мы исходим из того, что они будут нуждаться в партнерстве, им нужен будет сильный зарубежный партнер".
Как бы то ни было, в бизнес-скандале вокруг Opel, а он по всем признакам международный, слово "суд" уже прозвучало.