Чёрный ящик – оранжевого цвета. Внутри бортового регистратора полетных данных самолета или вертолета – электронный блок. Снаружи – сверхпрочный сферический корпус. Точный прибор фиксирует в памяти все, что происходит на борту воздушного судна. В современных самописцах используются цифровые технологии – флэш-память.
Черные ящики – единственные свидетели, которые могут рассказать правду об авиакатастрофе. Внешне – вовсе не черные, а ярко-оранжевые, чтобы спасатели могли быстрее найти.
"Черный ящик" – это старое название, которое подразумевает то, что находится в защищенном бортовом накопителе, закрытая информация. То есть она подразумевается только для служебного пользования, – пояснил Олег Столяров, заместитель технического директора ОАО "Измеритель". – Поэтому при любой чрезвычайной ситуации, которая происходит с летательным аппаратом, ГОСТом запрещено эксплуатирующей организации заниматься непосредственно съемом информации".
Бортовые самописцы на смоленском заводе "Измеритель", который ныне входит в госкорпорацию "Ростехнологии", делают больше тридцати лет.
В мировой гражданской авиации устанавливать черные ящики на все воздушные суда начали 40 лет назад. В нашей стране с бортовыми самописцами стали летать лишь к началу 70-х – после вступления Советского Союза в Международную организацию гражданской авиации. Если лайнер был оснащен бортовыми самописцами, ему разрешалось работать на международных линиях.
Черный ящик мог бы раскрыть причины многих катастроф. Возможно, и гибель первого космонавта Земли. Тогда, в 68-м, на гагаринском МиГе-15 черного ящика, увы, не было.
Сегодня ни один самолет или вертолет – как гражданский так и военный – без бортовых самописцев в небо не поднимается.
"Немаловажным является факт, что самые современные летательные аппараты гражданского назначения как Ту-204, Ту-214, 234, Ил-96 оборудованы также системой аварийной регистрации производства завода "Измеритель", – подчеркнул Сергей Андреев, генеральный директор ОАО "Измеритель".
Раньше черные ящики работали, как магнитофон. Только вместо пленки – металлическая лента. Однако и она не всегда выдерживала взрыва и удара, рвалась и получала повреждения. Уходили долгие месяцы на восстановление и расшифровку. Сегодня – считанные минуты.
Так выглядят современные накопители информации: сплошная микроэлектроника, 4 флэш-карты. В них-то и заключена вся правда. "Это сердце регистратора, сюда стекается вся информация о работе всех систем с борта самолета", – рассказала Татьяна Баева, заместитель начальника сборочного цеха ОАО "Измеритель".
Черные ящики записывают не только переговоры пилотов с диспетчером, но и всю параметрическую информацию: высота, скорость, курс, режим работы двигателей и даже положение штурвала и педалей. Чтобы сохранить эту ценнейшую информацию, сотрудники смоленского КБ разработали специальную защиту – контейнер. На "Измерителе" освоена уникальная технология обработки металла. Такой панцирь выдержит любые нагрузки. Температура в тысячи градусов, океанское давление до глубины 6 километров и, как говорят разработчики, прямой выстрел из пушки не смогут его повредить.
"При создании данного накопителя самый оптимальный вариант, который был принят нашими конструкторами, это элемент матрешки, когда модуль памяти, который несет на себе главную информацию, облечен в титановый корпус", – рассказал Олег Столяров, заместитель технического директора ОАО "Измеритель".
Последнее поколение бортовых самописцев оснащается еще и радиомаяком. "Когда воздушное судно терпит бедствие, включается передатчик, который позволяет издавать сигнал на аварийной частоте", – отметил Сергей Виноселов, заместитель главного конструктора ОАО "Измеритель".
Сегодня чёрные ящики устанавливают не только на воздушные, но и морские суда, железнодорожный транспорт. А в некоторых странах даже автомобили. Ведь только бортовые самописцы позволяют раскрыть тайны катастроф и аварий.