Тема:

Премия Рунета 2009 15 лет назад

"Звезды" Рунета: виртуальная слава за одну минуту

Телеканал "Вести" совместно с региональным общественным Центром интернет-технологий (РОЦИТ) 25 ноября готовит специальный проект, посвященный российскому Интернету. Мы расскажем о главных событиях Рунета за последний год.

Телеканал "Вести" совместно с региональным общественным Центром интернет-технологий (РОЦИТ) 25 ноября готовит специальный проект, посвященный российскому Интернету. Мы расскажем о главных событиях Рунета за последний год.

Жизнь в Рунете Алексей Кочемасов (он же letchikleha) начинал фотографом. В "Живом журнале" он выкладывал свои снимки из кабины командира самолета, про которые коллеги говорили: сами 20 лет летаем, но таким небо никогда не видели. А спустя пять лет Кочемасов стал главным в Сети утешителем для аэрофобов.

"Не могу сказать, что меня на улице узнают, но в самолетах – да. Через рейс стюардессы приходят и говорят: вот, просили расписаться!" – рассказывает Алексей Кочемасов, пилот 1-го класса гражданской авиации

"Летчик Леха" никогда и не помышлял о такой виртуальной славе, просто рассказывал о том, что знал – устройстве самолетов, турбулентности и опасных метеоявлениях. Но в Сети его теперь читают тысячи. А еще им "летают": индекс популярности в обычной жизни Алексея измеряется ростом продаж авиабилетов на "Леху".

Быть постоянным – тоже залог сетевого успеха. Легенд российской блогосферы до сих пор читают сотни тысяч человек. Это Drugoi (фотограф Рустем Адагамов), tema (Артемий Лебедев) и Антон Носик.

"Тема делал массу бесплатных сайтов, чтобы закрепить успех, Носик уже 13 лет одно и то же делает и пишет, а Другой – фотограф номер один в Интернете", – говорит Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Это называется "устойчивая известность". Логика популярности и проста, и сложна одновременно. Легче всего обратить на себя внимание через видеопорталы. И тут не нужны ни большие деньги, ни профессиональная камера. Иногда достаточно мобильного телефона. Единица измерений – просмотр; чем больше нажатий, тем выше признание. Вместо рекламы – сарафанное радио. Обречены на популярность провокация, стеб и неожиданность.

Американец Джош Адамс прожил в России два года, а потом стал звездой видеосайтов, выложив перепетые им русские хиты. Число просмотров исчисляется сотнями тысяч. Обычный грузчик из Подмосковья проснулся знаменитым после того, как его ролик, снятый на мобильный телефон, увидели миллионы пользователей. Теперь у Баймурата появилась вторая работа – певца в ночных клубах. Во всемирной паутине легко достучаться и до сердец. Елизавета Глинка, в ЖЖ ее знают как Доктора Лизу, больше 15 лет помогает безнадежно больным и бездомным. Благодаря читателям она устраивает благотворительные вечера, собирает деньги, спасает жизни.

"В Интернете легко раскрываться детям, которых не понимают в школе, инвалидам, непризнанным гениям", – отмечает Сергей Плуготаренко, исполнительный директор региональной общественной организации "Центр интернет-технологий".

Рейтинг в Интернете – это почти наверняка популярность и в реальной жизни. Благодаря ЖЖ писатель Максим Калашников получил свои две минуты славы далеко за пределами Рунета.

"После того как Дмитрий Анатольевич Медведев выступил моим бесплатным рекламным агентом, число моих виртуальных друзей увеличилось вдвое!", – рассказывает Максим Калашников.

В финале программной статьи "Россия, вперед!" президент предложил читателям присылать рационализаторские предложения. Из десятков тысяч администрация выбрала письмо Калашникова под предлогом "им пестрит весь Интернет". У писателя своя версия: "У меня 18 книг, реноме и до этого было. Ну и флэшмоб в Интернете".

Калашников предложил создать при президенте аналог американского департамента передовых технологий и высший инновационный совет народного хозяйства. Его уже вызывали в Белый дом поговорить, а предложение изучают в Академии наук.