7 июня завершаются четырехдневные выборы в Европарламент, их итоги будут объявлены поздно ночью на специальном политическом шоу, организованном в штаб-квартире Европарламента в Брюсселе.
Как напоминает ИТАР-ТАСС, кампания выборов в Европарламент началась 4 июня. С четверга по субботу проголосовали 7 из 27 государств сообщества и начались выборы в Италии, которые продолжатся в воскресенье. 7 июня состоится основной этап голосования – к избирательным урнам придут граждане 18 стран Евросоюза.
В условиях экономического кризиса главной угрозой выборам в Европарламент остаются возможность установления нового рекорда падения явки избирателей и возможность высоких результатов ультраправых, популистских и антиевропейских партий. Явка на выборах в Европарламент неуклонно падает и на прошлых выборах составляла лишь около 45 процентов.
Из проголосовавших ранее стран пока лишь Нидерланды в нарушение европейских норм объявили о результатах своих выборов. Там подтвердились худшие опасения европейских политологов – явка составила 36,5 % (против 39,6 % в 2004 году), а на второе место с 17 процентами голосов вышла откровенно экстремистская Партия свободы Гирта Вилдерса.
Эксперты практически уверены, что подобная картина может повториться в Великобритании, Австрии, Словакии, Болгарии, и опасаются, что за ними могут последовать остальные страны сообщества.
Выборы в Европарламент проводятся на национальном уровне, в соответствии с национальными законодательствами. Различиями в них, в частности объясняется проведение голосования в разные дни.
Всего на 430 миллионов граждан ЕС в государствах сообщества зарегистрированы 388 миллионов избирателей, которым предстоит избрать 736 евродепутатов. Каждое государство имеет свою квоту в Европарламенте, которая закреплена в базовом соглашении Евросоюза – договоре Ниццы. Эти квоты в теории определены пропорционально населению государств ЕС, однако на практике они очень условно отражают соотношение населения, являясь результатом сложных переговорных компромиссов между государствами сообщества. Например, Германия с населением в 83,5 миллиона человек имеет в Европарламенте 99 мест, а Республика Кипр, где проживает ровно в сто раз меньше (837 тысяч) имеет целых 6 кресел. В новом договоре ЕС – Лиссабонском соглашении число депутатов Европарламента сокращено и структура квот пересмотрена, однако поскольку ЕС за два года дебатов так и не успел ввести в действие этот документ, новые правила будут действовать только для Европарламента следующего созыва, выборы в который состоятся в 2014 году.
На выборы в каждом государстве Евросоюза выходят национальные политические партии со своими списками кандидатов, между которыми, в соответствии с итогами голосования, будет поделена национальная квота депутатов этого государства. В Европарламенте существует 9 основных фракций, которые соответствуют основным направлениям политического спектра и представлены общеевропейскими наднациональными партиями.
Главной европейской политической силой является центристская Европейская народная партия, с которой традиционно ассоциируются христианско-демократические партии. Ее членами являются 48 политических партий внутри ЕС и ассоциированными членами – 25 партий за пределами Евросоюза, которые, естественно, к выборам в Европарламент отношения не имеют. За ней следуют социалисты – Европейская социалистическая партия и либеральные демократы – Европейская либерально-демократичская и реформаторская партия. На прошлых выборах в Европарламент в 2004 году дебютировала Европейская партия "зеленых". За этими четырьмя основными группами следуют еще пять меньших политических блоков, которые также образовались на волне выборов 2004 года, включая прокоммунистическую Партию европейских левых и созданные из региональных партий Альянс за Европу наций и Альянс за Европу демократий, а также Европейскую демократическую партию.
Большинство партий стран Евросоюза являются членами этих паневропейских политических объединений. Таким образом, их депутаты, проходя в Европарламент на национальных выборах, автоматически присоединяются к соответствующей фракции. Что касается политических групп, которые не входят в наднациональные партии, то, если им повезет попасть в Европарламент, их депутаты вольны присоединиться к одной из действующих фракций, попытаться сформировать собственную фракцию или остаться независимыми.
Поскольку Евросоюз не является государством, а лишь сообществом государств, Европарламент изначально создавался не как законодательный, а как исключительно консультативный орган. В последние годы, тем не менее, он начал постепенно аккумулировать все большую власть, от права утверждения бюджета сообщества и кандидатур на посты еврокомиссаров до подачи критических "мнений" по отдельным решениям Совета ЕС и Еврокомиссии, отправляя таким образом эти документы на доработку.