12 июня в Кремле вручали государственные премии, без преувеличения, лучшим людям страны. 12 достойных в совершенно разных областях.
Это Александр Колотурский, который уже 20 лет руководит Свердловской филармонией и главный дирижер Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс. Выдающиеся женщины нашего времени – Валентина Терешкова и Марина Флит – главный хранитель Павловского парка. Благодаря таким, как она, у каждого из нас есть возможность окунуться в историю.
За открытия в области физики галактик премией удостоены Дмитрий Варшалович, Алексей Фридман и Анатолий Черепащук. Еще одна коллективная награда – создателям мультсериала "Смешарики" – Анатолию Прохорову, Салавату Шайхинурову и Илье Попову. Академик Иосиф Атабеков получил премию за исследования вирусных геномов.
А за вклад в компьютерную вирусоустойчивость награжден Евгений Касперский. Ждут ли нас в будущем кибервойны? И как защитить особо важную информацию?
Он совершенно не похож на гендиректора в привычном смысле – рубашка, джинсы. Для подчиненных – просто Валентиныч, а вот для миллионов пользователей Интернета – Евгений Касперский, вирусолог номер один.
Его антивирусная крепость – на окраине Москвы. Киберчервей, Троянов и другую нечисть здесь ловят круглосуточно почти тысяча человек.
"Это и есть те самые вирусные аналитики, которых я называю "дятлами". Потому что вирусы идут, как на конвейере, а они сидят за ними и их долбают", – говорит лауреат государственной премии в области науки и технологий за 2008 год, программист, специалист по антивирусной защите Евгений Касперский.
Если они этого не будут делать, системы защиты устареют, и то, что у нас в компьютерах было сугубо личным, может стать достоянием всех.
"Те лица, которые создают и распространяют вирусные программы, – преступники. Это компьютерные преступники, которые пишут компьютерные вирусы в корыстных целях – использовать вас в каких-то личных целях, кровушки вашей попить, получить доступ к вашему интернет-кошельку, к вашей почте, к вашим персональным данным", – пояснил Касперский.
Против многих вирусов в лаборатории "антибиотик" нашли. Но Евгений Касперский опасается, что это – лишь начало. Недавно в миллионы компьютеров по всему миру откуда-то просочилась вредоносная программа Kido – скрытая угроза для всех.
"На базе этих компьютеров была создана так называемая ботнет, зомби-сеть, сеть зараженных машин, которые находятся под управлением единого центра. Это фактически миллионная армия, которая управляется кем-то. Кем, никто не знает", – сказал Евгений Касперский.
Кибертерроризм тоже становится реальностью. И спецслужбы всего мира уже думают, как его не допустить. Есть предложения и у Касперского. Пока же он продолжает совершенствовать свой знаменитый антивирус.
Государственная премия, что вручил на прошедшей неделе президент, – оценка того, что уже сделано. Касперский – сейчас не просто фамилия – это российский бренд, который знают более чем в ста государствах мира.
"Все это можно сделать, у нас же получилось. Я понимаю, что это не год, не два и не три. Возможно это десять, пятнадцать, двадцать лет тяжелой работы. Для того чтобы российские технологические компании успешно конкурировали не только на российском рынке, но и на рынках Запада и Востока, другого пути нет", – убежден Касперский.
"Мое прошлое. Мой китель. Интересно, я в него влезу? Я его последний раз надевал, наверное, в 1990 году", – вспоминает Евгений Касперский. Именно тогда старший лейтенант Касперский, работая в одном из НИИ Министерства обороны, увлекся составлением программ. Его первый антивирус уместился на одной из перфокарт.
"Интересно было их разбирать, понимать, как работают их алгоритмы, – вспоминает Касперский. – "Лечили" из любопытства. Это было мое хобби в свободное от работы время. А потом превратилось в профессиональное дело".
Вшестером вместе с такими же военными и инженерами они основали фирму. И по мере того как Интернет рос, работы становилось только больше. Был период, вспоминает Евгений Касперский, когда сыновья – а у него их двое – не видели папу неделями.
Сейчас Касперский опять не бывает дома. Уже месяцами. На этот раз пытается завоевать мир.
Но помимо работы в каждой стране он умудряется сделать что-то этакое: устроить концерт, поучаствовать в гонках "Формулы-1!, покорить гору Фудзияма и даже выучить японский.
Рабочий стиль даже после получение высокой премии он менять не собирается. Глава самой известной в мире российской IT-компании убежден: бороться с вирусами без галстука удобнее.