Международный авиасалон в Ле-Бурже: будущее за Россией

Во французском Ле-Бурже завершил свою работу 48-й Международный авиакосмический салон. На нем были представлены около 140 самолетов и вертолетов. Российская премьера - среднемагистральный лайнер Sukhoi Superjet 100 -  стала главным событием
Во французском Ле-Бурже завершил свою работу 48-й Международный авиакосмический салон. На нем были представлены около 140 самолетов и вертолетов. Российская премьера - среднемагистральный лайнер Sukhoi Superjet 100 -  стала главным событием
Неделя высоких полетов – Международный авиасалон в Ле Бурже. Главное отличие этого года – российская премьера. Корпорация "Сухой" представила новый среднемагистральный лайнер Sukhoi Superjet 100. Как написала влиятельная Le Monde, это символ возвращения России на рынок гражданской авиации.

Неделя высоких полетов – Международный авиасалон в Ле Бурже. Главное отличие этого года – российская премьера. Корпорация "Сухой" представила новый среднемагистральный лайнер Sukhoi Superjet 100. Как написала влиятельная Le Monde, это, в первую очередь, символизирует возвращение России на рынок гражданской авиации. Какие еще новинки?

Разве мог представить знаменитый изобретатель Блерио, что спустя 100 лет многослойную "клееночку на крыльях" и деревянный пропеллер назовут композитными материалами, а подвиг пилота – первый перелет Ла-Манша – самым обычным делом. И даже цена, по которой француз ловко запустил самолеты в производство – 850 долларов за штуку, сегодня никому не кажется дикой.

Спустя 100 лет Париж удивляют уже совсем другие самолеты. Он взлетает, едва начав разбег, уходит в небо под 30 градусов. Такой же легкий в управлении, как истребитель Су-27, считают пилоты. Они уже проверили лайнер на "угол атаки", "сваливание", "лед". Сажали Sukhoi Superjet 100 на самых плохих полосах. Увеличенное в диаметре шасси не чувствует неровности. Семь дисплеев, подсказки, двигатель, спрятанный под крылом, – не только самый экономичный и новый – самый надежный в мире.

"Хочу обратиться к нашим телезрителям, – говорит старший летчик-испытатель ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Александр Яблонцев. – Поплюю через левое плечо три раза. Двигатель испытывался не в самых лучших условиях, и не разу мы не имели с ним проблем. Ни разу!" С такой суперначинкой Sukhoi Superjet 100 – абсолютный лидер своем сегменте региональных лайнеров в ближайшие лет 10. При этом лишь 30% заказов – внутренний рынок и СНГ. Остальные – Италия, Венгрия, Штаты, Азия, Ближний Восток.

"Сосредотачиваться лишь на военном самолетостроении сегодня нельзя, если ты хочешь занять третье место в мире, – считает генеральный директор ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" Михаил Погосян. – Я думаю, наш "Сухой" – первый шаг".

Третье место – это, конечно, после Boeing и Airbus. Оба гиганта – в режиме финансового голода, все проекты отстают от графика. Но на пути к своей мечте – "Боингу-787" (Dreamliner) – американцы ближе. В конце месяца, возможно, – первый полет. "Такого пассажиры еще не видели, – утверждает вице-президент корпорации "Боинг" Рэнди Тинсет. – Во-первых, дизайн – большие окна, широкие сиденья. Во-вторых, мы уменьшили давление в салоне. На длинных перелетах вы будете чувствовать себя лучше".

Мечта Airbus – пока на бумаге – А-350. Но, судя по анонсам и куску фюзеляжа в павильоне, это будет прорыв. Дело даже не в новой мультипанельной концепции, чтобы выдержать любой стресс, а в тонком кусочке ткани. Подробнее об этом рассказывает аналитик корпорации Airbus Рафаэль Серерс: "Это карбоновое волокно – оно не подвергается коррозии. 53% нового самолета будет построено из композитных материалов, алюминия почти не будет".

Взлетит ли А-350 – еще вопрос. После истории с падением А-330 над Бразилией дела у компании – не очень. Главная гордость и надежа – самый большой в мире аэробус на 1000 пассажиров – с барами, душевыми. 16 огромных кораблей уже летают по миру, но мало кто знает, что самый первый, выпущенный Airbus – все еще не испытаниях. Корпорация не очень охотно об этом рассказывает, но масса дополнительных функций, заложенных здесь, все еще требуют особого внимания. Сюда не пускают пассажиров. Не водят экскурсии. Все, что берут на борт, – лишь сотни тяжелых бочек с водой. Это симуляция полной загрузки.

Композиты, вместимость – к 2016 году все это перестанет быть монополией Boeing и Airbus. В салон МС-21 – магистрального самолета XXI века – пока еще не заглянуть, идет проектирование, но главные характеристики уже известны. Углепластиковое крыло даст снижение веса, повысит аэродинамику. Новый двигатель. Кабина – в случае ошибки пилота, бортовой компьютер вмешается и принудительно вернет самолет в безопасный режим. Но главный козырь – комфорт. "В новом самолете могут спокойно проходить два человека. Один укладывает багаж, второй проходит. И даже две тележки, которые двигают стюардессы, тоже разминутся", – сообщает генеральный директор РСК "МиГ", генеральный конструктор Алексей Федоров.

Судя по четкому графику, лет через шесть Париж увидит очередную премьеру. Замахнуться на такое в мире еще никто не решался, но, судя по всему, самолеты, которым предстоит летать в небе XXI века, будут на четверть российскими.