Российские и американские политики подводят итоги визита Барака Обамы в Москву. В ходе переговоров лидеры двух стран подписали несколько важных документов. Один из них касается общих принципов дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений, другой – это соглашение о транзите американских военных грузов в Афганистан. Также удалось обсудить развитие торгово-экономических связей.
Константин Косачев, председатель комитета Госдумы по международным делам, в интервью "Вестям" особо отметил подвижки, которые произошли в американской позиции по противоракетной обороне. "Раньше американцы считали это не темой диалога, а темой своих односторонних действий. И еще один результат, который, я надеюсь, со временем тоже окажется очень значимым – это восстановление инфраструктуры наших связей, я имею в виду создание так называемой президентской комиссии, которую будут курировать министры иностранных дел", – заявил Константин Косачев.
Косачев отметил, что создание президентской комиссии – это значительно более эффективный формат работы, когда по всем вопросам российско-американских отношений, торгово-экономических, энергетических, в военной сфере, по линии контактов гражданских обществ и так далее, проводятся будничные встречи в ежедневном режиме. На этих встречах нарабатываются договоренности, когда понятно, где есть точки соприкосновения, а где противоречия. И уже затем президенты могут в остающихся еще не расшитых местах принимать какие-то волевые решения. Глава депутатского комитета по международным делам выразил уверенность в том, что от саммита к саммиту этот формат будет работать, будет становиться все более и более результативным.
Константин Косачев в своем интервью пояснил, почему России было так важно увязать переговоры по сокращению стратегических наступательных вооружений с вопросом размещения американской системы ПРО в Европе. "Сейчас у России и США 95% существующего в мире ядерного оружия. Но если мы будем сокращать наши ядерные потенциалы, рано или поздно мы будем сравниваться с теми потенциалами, которые существуют у Китая, у Великобритании, у Франции и у так называемых новичков ядерного клуба, – сказал он. – И нам очень важно постепенно выходить уже не на двусторонние, а на многосторонние договоренности в сфере ядерного вооружения. По мере того как мы будем сокращать свой ядерный потенциал уже с тысяч, например, на сотни, а, может быть, и на десятки боеголовок – все более значимым будет становиться вопрос о противоракетной обороне".
По мнению российского политика, противоракетная оборона не эффективно против нынешнего ядерного потенциала. Но когда ракет и боезарядов будет в пять или в десять раз меньше, то ее эффективность будет намного больше. "Мы ведь в принципе не против создания противоракетных систем, – заметил он. – Они нужны. И они нужны той же самой России". Но создание противоракетных систем на односторонней основе, например, американского третьего позиционного района в Польше и Чехии нарушает стратегический баланс.
При нарушении стратегического баланса Россия будет вынуждена не просто отказываться от сокращения своего ядерного потенциала, а наоборот, может приступить к его наращиванию, чтобы гарантировано преодолеть эту противоракетную оборону. "Это никому не нужно, – резюмировал Константин Косачев. – Мне кажется, что эта логика сейчас президенту Обаме понятна". Константин Косачев считает, что с американской стороны поступают сигналы того, что они как минимум остановились в продвижении односторонних действий, а как максимум пересматривают свою программу. Он также выразил надежду, что результат московского саммита будет в будущем зафиксирован еще более четко в исчерпывающих юридически оформленных договоренностях.