О ситуации с безработицей в стране, а также о том, как выполняются правительственные антикризисные программы в эксклюзивном интервью каналу "Вести" рассказала глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова.
- Татьяна Алексеевна, добрый вечер.
- Добрый вечер.
- Первый вопрос сразу возникает. А не испытываете ли вы, нет ощущения избыточной нагрузки у вас, ведь все-таки очень большой пласт работы перед вами?
- Есть ощущение множества проблем.
- Татьяна Алексеевна, тогда давайте начнем по порядку. И что успеем затронуть, о том и поговорим. Итак, как все-таки различаются данные Росстата и Минздравсоцразвития, по какой методике вы ведете мониторинг ситуации занятости населения? Что на самом деле происходит?
- Ну, начнем с Росстата, наверное. Росстат ведет традиционную статистическую отчетность по методологии международной организации труда. Он считает всех граждан, которые ищут доходные занятия, опросным путем. Поэтому в те данные Росстата, которые мы с вами видим – 7,7 миллионов человек. Сюда попадают граждане, не только оказавшиеся без работы в результате, скажем, кризисных проявлений в экономике, но попадают граждане, которые в данный момент не работают, ищут работу. И в том числе, ушедшие с предыдущего места по собственному желанию или уже не работавшие довольно долго.
- Это обязательно трудоспособное население или сюда каким-то образом пенсионеры могут попасть?
- Нет, это трудоспособное население. Но это могут быть граждане, которые, скажем, трудятся в личных подсобных хозяйствах, но в то же время считаются ищущими доходное занятие. Вот в привычной нам, понятной форме, когда получают трудовую книжку, когда запись фиксируется в трудовой книжке. Что касается нас, то мы ведем четкий абсолютно учет по данным органов службы занятости. Мы ведем учет регистрируемой безработицы. И ведем этот учет на основании обращений граждан за пособием по безработице. И вот те 2 миллиона 250 тысяч человек, которые мы имеем на сегодняшний день – это официально зарегистрированные граждане, которые стоят на учете в органах службы занятости.
- Проще говоря, это те граждане, которые официально обратились за помощью к государству.
- Конечно, конечно. Причем, они обратились не только за пособием. Они обратились за помощью, скажем, для прохождения переподготовки, для участия в активных программах занятости и так далее.
- Означает ли это, что проблема тех 5 миллионов, которые не вошли в эту статистику – это их проблема?
- Нет, я бы так не сказала. Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы численность граждан зарегистрированных, которых мы наблюдаем, и в отношении которых мы понимаем, что нужно делать, она была нам понятна. То есть мы уже в начале этого года наблюдали процесс. Потому что в органы службы занятости пришли не только те, кто ищут работу в связи с тем, что предприятия оказались в сложной финансовой экономической ситуации, но и те, кто достаточно долгое время не имел доходного занятия. Определяем мы это очень просто. Мы назначаем пособие по безработице. Если человек получает минимальное пособие, значит, он долго не имел места работы. И это ни коим образом не было связано с кризисом.
- Татьяна Алексеевна, что показали эти полгода, как реализуются программы по решению проблемы безработицы, какие наиболее эффективные?
- Первое, что я должна сказать, что для новой России это новый опыт. Такого рода программы в таком объеме никогда не осуществлялись. И традиционно в последние годы наша политика на рынке труда, она складывалась с помощью двух простых действий: это выплата пособия по безработице. И некоторые услуги, которые входили в активные программы занятости. Ну, та же переподготовка, но в очень ограниченном объеме. Сейчас же, когда, даже не сейчас, а в октябре месяце, когда мы с вами все вместе стали наблюдать негативные проявления в экономике. И мы ввели систему жесткого мониторинга ситуации на рынке труда с регистрируемой безработицей, с состоянием предприятий, с предполагаемыми увольнениями. Были предложены вот эти программы региональные, которые осуществляют сегодня субъекты на местах. Должна сказать, что сейчас все 82 субъекта приняли программы. Практически все субъекты получили авансовое финансирование. Программы приняты на общую сумму чуть более 25 миллиардов рублей. Из них 23,6 – это деньги федерального бюджета и немного деньги субъектов.
- А регионы сами придумывали, как им решать проблему безработицы? Эти программы уникальные? Или они все универсальны?
- Они не уникальны. Они имеют скелет, заданный постановлением правительства, принятый на федеральном уровне. Это, как вы хорошо знаете, временные общественные работы, переподготовка и переобучение кадров. Стимулирование самозанятости и переезда в другое место работы. Но с точки зрения региона – они абсолютно индивидуальны. Потому что экономика региона в сегодняшних условиях складывается так, как она складывается. И, конечно, у кого-то больше временных работ, у кого-то больше переобучения. И что важно, каждое из этих 4 мероприятий привязано к конкретному предприятию, к конкретному человеку. То есть нет такого, чтобы мы, скажем, переподготавливали в никуда или не знали, кто у нас на сегодняшний день находится на общественных работах. И что, наверное, самое важное, существенная часть этих программ, она в большей степени ориентирована не на уже стоящих на учете в органах службы занятости, а для тех, кто находится под риском увольнения.
- И что показали общественные работы? Кстати, интересно, полгода назад это казалось чем-то феноменальным. Нам говорили, что такие работы применялись. Помогли Америке выйти из Великой депрессии. Но мы в это слабо верили. Что на деле оказалось?
- В соответствии с этими программами, у нас заявилось на том этапе, когда мы их формировали, это был декабрь прошлого – январь этого года. На временные общественные работы заявились 1 миллион 72 тысячи человек. Что на сегодняшний день? На сегодняшний день те субъекты, которые активно развернули программы – это Челябинская, Свердловская область, Тульская область. Очень хорошо в Белгородской области, в Пензенской области. То есть сейчас уже значительно большое количество субъектов активно включились в эти процессы. И здесь вот, из этого миллиона 72 тысяч, уже порядка 40% находится либо на временных, либо общественных работах. Два фактора сработало. Ну, общественные работы очень сложно осуществлять зимой. Я думаю, что мы хорошо это понимаю. И они больше связаны с сезонным фактором.
- Осенью убирать можно.
- Ну, можно. И, кстати говоря, это было. Это было. Скажем, в Белгороде очень активно зимой использовали расчистку парков, расчистку территорий, там, уборку снега и так далее. Что это дает? Часто задают такой вопрос: это, наверное, унизительно работать на общественных работах? И что это может дать человеку? Ну, первое, люди, которые не уволены или находятся на неполной рабочей неделе, они получают тот минимум, который предопределен им законодательством в этой ситуации.
- А это больше пособия по безработице или меньше, этот минимум?
- Это, вы имеете в виду на общественных работах?
- Да. Зарплата на общественных работах.
- Это рассчитывается, исходя из минимальной заработной платы, за фактически отработанное время. И сейчас, когда этот процесс развернулся более активно, то есть он развернулся, скажем, в сельском хозяйстве, благоустройстве территории, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в потребительских кооперативах. И здесь люди в дополнение к той уменьшенной заработной плате, которую они получают в силу того, что находятся на неполной занятости, они получают тот дополнительный заработок за фактически отработанное время. И в некоторых регионах это, ну, не сказать, что хорошая, но сносная заработная плата.
- А летом что делать? Летом больше возможностей?
- Конечно. Это в большей степени сезонные работы. Типа сельского хозяйства, типа уборки овощей, фруктов, там, и так далее.
- Сколько она еще будет действовать?
- Программа рассчитана на год. Но мы сейчас ориентируем органы власти субъектов РФ на то, чтобы они задумались над уточнением этих программ. Это связано с достаточно динамично меняющейся в ряде субъектов ситуации в экономике субъектов. И когда они формировали их на год, они их формировали, исходя из той ситуации, которая складывалась в декабре, в начале 9 года. Сейчас она уже меняется. И, соответственно, некоторые мероприятия должны быть изменены на второе полугодие. И скорректированы, в том числе, в силу того, что ряд нормативов мы поменяли. Скажем, увеличили стоимость тех или иных услуг, которые предоставляет государство. Но сейчас мы их еще ориентируем на то, что эти программы обязательно должны заглянуть в начало следующего года. Чтобы у нас не было как бы перебоев, не было остановки. Потому что мы понимаем, что даже тот уровень зарегистрированной безработицы, который есть на сегодняшний день, не возможно одномоментно преодолеть. Невозможно будет в короткий срок трудоустроить всех.
- Но, в конце концов, кому-то может понравиться работать дворником или, ну, расчищать улицы.
- Это тоже уважаемая специальность.
- Татьяна Алексеевна, очень интересная была идея, и тоже обсуждаемая. Это такой импульс к внутренней эмиграции, когда выделяли средства на то, чтобы люди, находя работу в других регионах, туда переезжали. Удалось это осуществить?
- Есть это направление. Заявилось, конечно, не очень много человек. Это порядка 16 тысяч, Две причины. Я всегда их называю. Это привычное для наших граждан ведение все-таки оседлого образа жизни. И очень четкая приверженность тому месту жительства, в котором ты привык. Это с одной стороны. С другой стороны, не очень высокие нормативы оплаты такого рода услуг. И в первую очередь идет о найме жилого помещения. Потому что в первую очередь что нужно, это обустроить то жилье, в котором ты будешь находиться даже в период временной работы.
- Там выделялись, по-моему, 600 рублей в сутки.
- 550.
- 550, да. Ну, это не так плохо. Ведь если снять гостиницу.
- Ну, это не так плохо, но это и не так много. Особенно, если человек приезжает не на месяц и не на два, а на более длительный срок. И здесь очень важно еще и заинтересованность регионов, и заинтересованность работодателей, которые работают в тех регионах, где осуществляются крупные инвестиционные проекты. У нас традиционно сложилась идеология, при которой на крупные инвестиционные проекты едут иностранные граждане. И работают за меньшую заработную плату, чем, скажем, хотели бы работать наши граждане. Хотя, правда, сейчас, в сегодняшних условиях тенденции в ряде субъектов наблюдаются другие. Даже от сокращенной квоты на иностранную рабочую силу. Вы знаете, что она была уменьшена в 2 раза. Субъекты даже уменьшают этот объем, в 50%. Некоторые увеличивают.
- То есть, все-таки, не удалось стимулировать мобильность нашего населения существенно?
- Я бы сказала, что пока нет. Но мы сейчас прорабатываем вариант, при котором можно будет рассмотреть вопрос об увеличении тех нормативов по переезду, которые были первоначально заявлены в программе. И я думаю, что к 2010 году, к моменту формирования бюджета, мы будем готовы.
- Увеличить насколько можно? Как вы думаете, сколько было бы достаточно, в два раза, в два с половиной?
- Я думаю, что минимум в 2 раза.
- Насколько охотно россияне переобучаются, приобретают новую профессию?
- С удовольствием.
- И какие цифры?
- В программах заявились 258 тысяч человек. И сейчас уже, на сегодняшний день, несмотря на то, что, как я уже говорила, программы не развернулись с начала года, а шли с некоторым опозданием. Порядка 17% от этой численности уже находится на переобучении. И вот переобучение, как раз оно важно. Потому что люди точно знают, куда они вернутся, что их возьмут. И вот это основной фактор, который срабатывает.
- Татьяна Алексеевна, многие эксперты, наблюдая за теми усилиями, которые предпринимает государство для того, чтобы поддержать население в нелегкое время, высказывают опасения, что могут сформироваться, которые и так свойственны нашим людям, и такие иждивенческие, потребительские настроения. Ну, в принципе пособие по безработице, оно, конечно, не большое. Но для очень глубоких отдаленных регионов, населенных пунктов вполне себе ничего, то есть вполне выживаемо. То же самое и переобучение оплаченное, там, переселение и так далее. У вас нет таких опасений и не чувствуете ли вы таких настроений?
- Ну, я не чувствую таких настроений. И более того, я хочу сказать, что вот первый этап этих программ, о которых мы сейчас говорим, он как раз был нацелен на то, чтобы поддержать, с одной стороны, занятость, с другой стороны, поддержать уровень жизни. Это сейчас, когда мы ориентируем субъекты на второй этап программы, мы говорим о том, что на втором этапе программы вы должны больше быть заинтересованы в создании новых рабочих мест. И стимулировать те предприятия, где есть меры по повышению производительности труда. Но что касается пособия и его размера, я бы не так "оптимистично" рассуждала на эту тему, что это много и что это порождает иждивенчество. Потому что ведь максимальный размер пособия по безработице получают всего 4 месяца. Дальше оно уменьшается. И поэтому такое.
- То есть привыкнуть не успеют.
- Да.
- Появился интерес после тех последних мер, которые были предприняты?
- Да, вы знаете, мы эту программу осуществляем вместе с коллегами из Министерства экономического развития. Они предоставляют субъектам соответствующие субсидии на обзаведение собственным делом. И почему еще мы включились в этот процесс, потому что до этого года, до этой ситуации, которую мы имеем на сегодняшний день, безработные граждане, которые официально стоят на учете в органах службы занятости, не имели возможности получить деньги на обзаведение собственным делом. Потому что традиционно считалось, что они не способны этого сделать. Сейчас мы наблюдаем процесс, при котором люди потянулись. Им дают по нашим программам, если можно так выразиться, вспоможение на организацию собственного дела. И уже дальше субъекты РФ предоставляют те средства, которые идут в рамках грантов, предоставляемых министерством экономического развития. Но если говорить об уровне, то сейчас это порядка 10% от тех, кто заявился.
- От 2 с половиной миллионов официально зарегистрированных безработных вы считаете?
- Нет. Я считаю от того количества, которое заявилось в программы. В программы у нас заявились 58 тысяч. И из этих 58, предполагается создать порядка 150 тысяч новых рабочих мест. Что нужно сделать для того, чтобы заявить себя малым предпринимателем, сейчас, будучи безработным. Первое, что нужно, это нужно иметь желание этим заниматься. Второе. Конечно, нужно обращаться в органы службы занятости, которые соответствующую консультацию предоставят. И, естественно, они у нас являются операторами по предоставлению денежных средств. И, соответственно, органы занятости, они взаимодействуют со своими структурами, которые отвечают за экономическую политику в регионе и которые координируют как раз программы по малому бизнесу. Но здесь еще очень важно другое. Наши граждане всегда боялись этим заниматься. В том числе и потому, что приходится преодолевать достаточно серьезные административные барьеры. И сталкиваться с необходимостью уплаты в одно, другое окошко, там, и так далее.
- Заполнить налоговую декларацию ведь придется потом?
- Да, на мой взгляд, сейчас это существенный фактор. И здесь мы должны консолидировать действия всех структур на то, чтобы эти административные барьеры не были реальными барьерами к занятию собственным делом. Хотя вы знаете, что усилия правительства, которые сейчас предпринимаются, они направлены на либерализацию вот этой ситуации.
- Правительство предпринимает гигантские усилия. Как сказал один из экспертов недавно, если бы в стране кроме правительства, так, как правительство, работали еще хотя бы сто тысяч человек, мы бы были не в кризисе, а в противофазе по отношению к кризису. Татьяна Алексеевна, сколько денег идёт сейчас?
- Максимальная сумма первоначального капитала 60 тысяч рублей.
- И сколько они доходят до предпринимателя по времени?
- Собственно индивидуальная абсолютно ситуация. Потому что у нас, я напомню, что когда мы только ввели программы, у нас была общая норма относительно того, что эти деньги равняются годовому пособию по безработице. У всех размер пособия по безработице разный. И вот совсем недавно, с учетом обращений субъектов РФ и с учетом вот востребованности этого направления мы ввели для всех абсолютно, вне зависимости от того, какой размер пособия по безработице гражданин получает, расчет этого вспоможения, как годовой объем максимального пособия по безработице. Ну, это вот произошло буквально, там, неделю назад. Премьер-министр подписал соответствующее постановление. И сейчас субъекты уже могут этим пользоваться и одновременно корректировать программы. С тем, чтобы мы давали дополнительные деньги. Мы не делим деньги по направлениям, когда перечисляем их в субъекты РФ. Мы перечисляем их, как 40% аванса от общей суммы, которую выделяет федеральное правительство. И дальше уже на месте субъект РФ, в зависимости от обращения гражданина, самостоятельно определяется, кому, когда и сколько.
- Дать ли ему деньги на развитие собственного бизнеса?
- Это по заявлению гражданина.
- Татьяна Алексеевна, а как можно описать, вот, написав заявку на получение, на желание открыть собственное дело, человек должен написать, каким бизнесом он хочет заниматься.
- Должен.
- Насколько подробно? Он должен составлять бизнес план или это, представить его, как это делают предприятия.
- В принципе, конечно, он должен свои соображения представить, что он хочет. И мы, конечно, должны знать, что непременно это произошло.
- Он за эти деньги будет как-то отчитываться потом?
- Конечно, конечно.
- Ну, это безвозмездная помощь, это не кредит?
- Абсолютно безвозмездная помощь. Абсолютно.
- Какие заявки поступают, уже известно? Как, чем хотят люди заниматься?
- Ну, на сегодняшний день в большей степени это сельское хозяйство. В большей степени это такой, ну, совсем малый бизнес, типа пошивочного какого-нибудь производства на дому, там, или еще что-то такого похожего на это.
- Но все-таки, несмотря на все то, что вы очень подробно рассказали цепочку прохождения средств, она все равно представляется таким широким полем для коррупционеров. Что, деньги могут не дойти?
- Защитные механизмы у нас, безусловно, есть. И в рамках соглашений, которые с нами подписывают субъекты РФ, мы предполагаем контрольные мероприятия. Эти контрольные мероприятия осуществляются непосредственно Рострудом, который подписывает соглашения. И любыми финансовыми органами, которые на сегодняшний день в структуре есть. Но здесь еще очень важно другое. Мы, приняв решение о перечислении 40-процентного аванса, не перечисляем последующие деньги до тех пор, пока субъекты РФ по всем показателям и по всем направлениям не отчитаются перед нами. И вот сейчас как раз наступает такой процесс отчетов. И сейчас мы будем эту, мы переводим как бы ситуацию из плоскости согласования программ в плоскость уже получения отчетов и понимания того, что реально происходит. И сейчас мы уже выезжаем на территории и конкретно на местах смотрим, как это происходит.
- А где вы были?
- У нас есть межведомственная группа, которую возглавляет мой заместитель. Вот они недавно посетили Татарстан. Поскольку вы знаете, что там ситуация была сложная в самом начале в виду того, что там достаточно активно в последнее время развивалось автомобилестроение, не нефтяная отрасль. И как раз вот автомобилестроение и было предметом рассмотрения этой группы.
- Татьяна Алексеевна, а вот больше полутора сотен тысяч, больше 150 тысяч выпускников, которые сейчас…
- Больше, что вы!
- Больше, да?
- Больше.
- Поправьте меня по цифрам.
- Только 31 тысяча человек выпускается из высших учебных заведений, которые находятся…
- А сколько всего выпускников тогда?
- В ведении нашего министерства. Более 700 тысяч.
- Более 700 тысяч. А что с ними делать, вы ведете переговоры с Минобрнауки?
- Я бы даже сказала, не просто переговоры. А с самого начала Министерство образования и науки очень активно включилось в этот процесс. И они взаимодействуют с субъектами РФ. Надо сказать, что они, мы недавно проводили селекторное совещание. Мы взаимодействуем с полномочными представителями президента в субъектах, с органами власти субъектов. И ориентируем их на то, и с самого начала ориентировали на то, чтобы они представляли четкую картину: какое количество студентов или учащихся, закончивших школу, будет трудоустроено или пойдет дальше продолжать учебу, какое количество будет призвано на службу в Вооруженные силы и какое количество однозначно не будет трудоустроено. И какие меры необходимо принять для того, чтобы помочь им в поиске этой работы. И должна сказать, что меры такие предпринимаются. Вот сейчас идет окончательная, последняя сверка. Мы готовы, помимо того, что у нас и так предусмотрено в рамках этих программ стажировка выпускников, министерство образования и науки предлагает продлить обучение.
- Аспирантура.
- Да. И мы то же самое предлагаем в рамках нашего министерства. Но здесь все зависит, конечно, от востребованности специальности.
- Может, не хотят брать выпускников? Потому что бизнес очень часто говорит о том, что здесь есть несоответствие качества специалистов.
- Это правда. И есть еще перекосы в структуре. И есть специальности, которые очень востребованы, а есть специальности, которые не очень востребованы. Это как раз одна из наших проблем, которые мы в последние годы как-то не придавали особого значения. С точки зрения структуры специальностей и востребованности тех или иных специальностей, которые мы готовим. И это вот еще одна тема, которой нас заставил заниматься кризис.
- А я вспомнила, как, Татьяна Алексеевна, вы говорили в свое время о необходимости создания единого органа, который бы занимался планированием трудоустройства и решением проблем занятости. Хорошо, Татьяна Алексеевна. Один из последних проектов министерства, который, за которым пристально следит и президент, как мы уже слышали, и вся общественность, это наведение порядка на фармацевтическом рынке. О каких фактах завышения цен на лекарства говорилось в последнее время. И как ведет мониторинг Минздравсоцразвития?
- Должна сказать, что это даже не проект. Это большая проблема, которой мы уже каждодневно занимаемся. Эта тема, она, несмотря на всю ее сложность, несмотря на то, что достаточно большое количество граждан еще не довольно уровнем лекарственного обеспечения. Но, тем не менее, я хочу заверить всех, что это – предмет нашего самого пристального внимания. И эту тему мы не отпустим, как бы там позитивно что-то не развивалось. Сейчас ситуация резко обострилась. В виду того, что достаточно сильно зависит наш фармацевтический рынок от импортного производителя и от того уровня цен, который заявляется на наш рынок. И если говорить о ситуации с ценами, то в ряде территорий есть достаточно серьезные всплески. И это связано не только с тем, что, скажем, произошла девальвация рубля. Это еще и связано с тем, что устанавливаются достаточно высокие уровни торговых надбавок в субъектах. И вы знаете, что президент неоднократно об этом говорил в своих интервью. И сейчас в рамках поручений, которые были даны президентом и премьером, мы внесли в правительство постановление, о котором мы много раз говорили. Оно обязывает регистрировать предельные цены на лекарственные средства. И не просто регистрировать заявительно, а регистрировать обязательно. И по той методологии, которую мы разработаем. Мы ожидаем в ближайшее время выхода этого документа. И уже вчера я подписала приказ, в соответствии с которым мы будем осуществлять мониторинг цен на лекарственные средства. Потому что до этого тот мониторинг, который мы осуществляли, не носил нормативно установленного порядка. У нас не было федерального органа, который бы за это отвечал. Сегодня в рамках решения правительства мы наделяем этим полномочием нашу службу, Росздравнадзор.
- А вы будете устанавливать предельный уровень цен или предельный процент надбавки?
- Росздравнадзор будет регистрировать предельный уровень цен. Мы сейчас отрабатываем с нашей Таможенной службой форму, по которой они нам будут представлять информацию, по какой цене лекарственный препарат завозится на территорию РФ. С тем, чтобы потом соотнести и регистрируемую предельную цену, и ту цену, по которой осуществляется реализация. Торговые надбавки сегодня устанавливаются субъектами РФ. И контроль за этой ситуацией, в соответствии вот с теми предложениями, которые мы внесли в правительство, будет осуществлять тарифная служба. И отчитываться субъекты РФ будут перед ней.
- Тарифная служба будет следить за регионами. Скажите, а как часто могут меняться эти предельные уровне?
- Ну, это надо будет еще доказать, что есть необходимость поменять предельную цену, которая зарегистрирована. И поэтому я и говорю, что здесь мы сейчас выстраиваем взаимоотношения с таможенной службой. И выстраиваем собственную процедуру, которая ориентируется не на заявительный характер.
- А по регионам как ситуация различается? Есть благополучные территории?
- Вы знаете, я должна сказать, что внушения президента и премьера не остались незамеченными. И ряд субъектов РФ уже приняли меры по поводу того, чтобы уровень торговых надбавок немножко утихомирить. Это с одной стороны. С другой стороны, было поручение премьер-министра, и мы тоже как-то о нем говорили, чтобы субъекты РФ там, где это возможно, закупали российские фармацевтические препараты. Потому что есть соответствующая линейка препаратов, которые по эффективности не уступают импортным. И стоят дешевле.
- Татьяна Алексеевна, а в будущем можно обойтись внушением министерства, а не премьера и президента, для того, чтобы регионы прислушались?
- Думаю, что да. И для этого нужно вот отработать ту процедуру, о которой я говорю. Конечно, на это уйдет какое-то время. Но, тем не менее, мы к этой работе готовы. И будем этим предметно заниматься. И будем вас информировать о ситуации, которая складывается с ценами в конкретных регионах.
- А как завершился аукцион по госзакупке лекарств в первом полугодии?
- В первом полугодии, вы знаете, все было достаточно благополучно.
- А во втором?
- Сейчас мы вот практически на 90%, даже больше, завершили аукцион на второе полугодие. Должна сказать, что все достаточно благополучно. Мы уложились в те деньги, которые были предусмотрены в бюджете. Цены, которые мы заявляли на конкурс, они не отличаются от тех цен, которые были в декабре и в январе. Несмотря на то, что произошла некоторая девальвация. И должна вам сказать, что вот на сегодняшний аукцион заявились 72 участника. И мы совершенно спокойно отыграли. Там есть еще несколько препаратов, по которым у нас будет завершение конкурсных процедур в начале июня. Но сегодня я могу заверить тех граждан, которые получают препараты по семи, так называемым, затратным нозологиям, они в полном объеме во втором полугодии получат уровень лекарственного обеспечения, который не ниже 2008 года и не ниже уровня первого полугодия 2009 года.
- А какое там соотношение отечественных и импортных препаратов?
- У нас по 7 затратным нозологиям есть один отечественный производитель, который выходит по гормону роста. Это Фармстандарт. Он традиционно у нас участвует. Правда, этот лот мы еще не разыгрывали. Он у нас будет в начале июня. По всем остальным – пока импортные. Но мы сейчас активно работаем совместно с Минпромторгом по отработке стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года.
- Татьяна Алексеевна, а чем сегодня болеют россияне? Сердечные заболевания по-прежнему лидируют?
- Ну, сердечные заболевания по-прежнему являются абсолютным лидером. Но все равно я должна сказать, что мы совместно с Росстатом достаточно активно наблюдаем за этой ситуацией. И в последние, в 4 квартале и в 1 квартале 2009 года мы наблюдаем пока такую слабую тенденцию по сокращению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Хотя, естественно, успокаиваться вообще еще совсем рано. И вы знаете, что программа, которая вошла в нацпроект, о предотвращении смертности и заболеваемости сердечно-сосудистой, она была развернута в 2008 году. И мы ее будем осуществлять, если будем работать такими же темпами, как в 8 и 9 году, до 13 года. То есть до 2013 года в нее войдут все субъекты РФ. И в них будут созданы региональные и муниципальные сосудистые центры, которые будут оказывать соответствующие виды помощи.
- Успокаиваться совсем не получается. Заснуть не получится. И после ваших слов о том, что россияне ежегодно выпивают по 18 литров чистого спирта. Это сводит на нет все усилия здравоохранения, в том числе по предотвращению, по предупреждению, да и по лечению, в том числе, сердечных заболеваний.
- Это очень сложная тема. И, ну, каждый должен посмотреть внутрь себя, да. А какой образ жизни он ведет: пить или не пить, курить или не курить, кушать жирное или не кушать жирное. Но собственно это и стимулировало нас на достаточно сложный комплексный проект, который вот мы начинаем сейчас, в 2009 году, по здоровому образу жизни. И это не только наш проект. Это проект достаточно большого количества министерств, которые, каждый в своей компетенции, будут его продвигать. Это и спорт. Это и школа. Это и питание в школе. Там множество всего. Но ключевым, на мой взгляд, является изменение приверженности человека к тому образу жизни, который он ведет. А первое, на что мы реагируем, так уж мы устроены, это то, что мы видим, то, что мы слышим. То есть это пропаганда. И здесь на первом этапе мы начнем достаточно активную пропаганду. И одновременно создание инфраструктуры в субъектах РФ, естественно, совместно с ними, куда человек может обратиться, если он хочет получить консультацию по поводу корректировки своего образа жизни. То есть это так называемые Центры здоровья, которые будут организованы на базе учреждений здравоохранения субъектов РФ. Сейчас, конечно, есть профилактические кабинеты. Но они незаслуженно забыты. И им не придается такого значения, как, скажем, придавалось 15-20 лет назад. Когда, если вы помните, мы приходили в поликлинику и амбулаторию, и первое, что мы видели – это нельзя, то нельзя, это приводит к тому, это приводит к другому. Последствия настанут вот такие. Сейчас это не выражено так ярко. И на это, может быть, не обращают должного внимания. И мы не просто должны развернуть эту работу, мы еще и должны помочь гражданам сориентировать себя в этом пространстве.
- А такие центры здоровья, наверное, должны быть доступны. Не так, как фитнес-центры.
- Абсолютно. На это и ориентировано, чтобы человек мог прийти к специалисту и получить какой-то минимум услуг, который сегодня доступен только в фитнес-центрах.
- И такие центры здоровья вы планируете открывать уже в ближайшее время?
- Да, это 2009 год. Мы по той программе, с которой правительство согласилось, во взаимодействии с субъектами предполагаем открыть 502 центра.
- А как вы относитесь к идее таких ограничительных мер, которые, так или иначе применяются в разных государствах, в разных отраслях? Например, не принимать на работу, если есть проблемы с весом.
- Крайне негативно. Я считаю, что это не тот способ, которым можно стимулировать человека к ведению здорового образа жизни.
- Мы не увидели вас на коньках минувшей зимой. Может быть, у вас есть любимые летние виды спорта?
- Этому есть очень простое объяснение. Перед Новым годом я так вышла потренироваться в новогоднюю ночь, чтобы не опозориться, там, когда буду вам показываться, как я катаюсь. И руку сломала. Поэтому, к сожалению, я не смогла выйти. Мне пришлось достаточно долго выходить из этого состояния. И врачи категорически мне запретили выходить на лед со сломанной рукой.
- Сейчас все в порядке?
- Сейчас все в порядке. Так что я непременно исполню свое обещание.
- А летние у вас есть какие-то предпочтения?
- Ну, я люблю поплавать.
- И призываете к этому всех россиян.
- Да, это, это вообще, по-моему, самое здоровое, что может быть.
- Татьяна Алексеевна, я благодарю вас за то, что вы сегодня пришли в нашу студию.
- Спасибо большое.