В Москву в среду прилетела Юлия Тимошенко. Ее переговоры с Владимиром Путиным могли бы состоятся еще месяц назад. Но Москва их тогда отменила из-за того, что Украина подписала в Брюсселе декларацию о модернизации своей газотранспортной системы без учета позиции России. Впрочем, сегодня премьеры говорили не только об энергетике. Москва, например, обеспокоена захватами собственности российских компаний на территории Украины.
Документы совершенно необходимо было упорядочить. Тем для переговоров много. И начались они не за столом, а около. Алексей Кудрин консультировался с Виктором Черномырдиным, а вице-премьер Игорь Сечин при этом еще приятельски похлопывал по плечу Юрия Продана, украинского министра топлива и энергетики. В это время в фойе премьеры России и Украины жали друг другу руки.
Юлия Тимошенко своей делегации руки не подала, что естественно – прилетели вместе. А вот рядом с Черномырдиным и Миллером даже ненадолго задержалась. Владимир Путин поздоровался со всеми лично.
Один из главных вопросов, что обсуждались, – усиление кооперации. Авиация, космос, машиностроение – сферы, где Россия и Украина вместе работают исторически. А в разгар небывалого в истории финансового кризиса такое сотрудничество особенно ценно.
"У нас глубокая кооперация. И если мы ее не сохраним, то ситуация для наших участников экономической деятельности в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках, она будет только усложняться", – заявил премьер-министр России Владимир Путин.
"Хорошо, что у нас налаживается сотрудничество и что в прошлое уходят те времена, когда чувствовалась некоторая конфронтация, – подчеркнула премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. – Я также хочу выразить вам свою благодарность за то, что мы находим взаимопонимание по тем пунктам контракта, которые говорят о том, что мы должны были брать заказанные объемы газа. Но мы сегодня берем столько, сколько позволяет кризис и оплачиваем в полном объеме. Важно, что такие договоренности есть".
Договоренность у Украины есть и с Евросоюзом о модернизации ее газотранспортной системы. Но Россию это соглашение не устраивает. Об этом сегодня вновь говорили и с глазу на глаз, и в расширенном составе.
"В этом документе нет ни слова об участии России как главного поставщика энергетических ресурсов в Европу. Мы надеемся, что и по этой проблеме мы также продолжим нашу дискуссию, – подчеркнул Владимир Путин. – Тем более что наша роль в Украине как транзитера и наша роль как поставщика являются ключевыми для очень многих потребителей в странах Европы".
Москву и Киев беспокоит резкое падение товарооборота – на 60 процентов по сравнению с прошлым годом. Повлиял, конечно, и январский газовый кризис, и мировой финансовый. Но есть и другая причина – многие российские инвесторы на украинском рынке не чувствуют себя защищенными.
"Вот только опять сегодня говорят о каких-то захватах собственности российских компаний в Крыму, – напомнил Путин. – Наши многочисленные обращения к официальным властям, к нашим украинским партнерам с просьбой разобраться с подобными фактами пока все-таки не решаются эффективно. А вот сегодня в узком составе мы говорили об этом. Иностранным собственникам, иностранным инвесторам в чужой стране, в чужой экономике без поддержки официальных властей защитить свои права часто практически невозможно".
Развитию торговых отношений мешают и административные барьеры. Чрезмерный протекционизм Москва и Киев договорились снять. Украина, заверила Тимошенко, не будет препятствовать и присоединению России к ВТО. Присоединиться хочет и Киев к изначально российскому проекту по созданию международного центра по обогащению урана. В проекте уже участвуют Армения и Казахстан. И как раз в Астане, на саммите стран СНГ, предложение Киева внимательно изучат.