Ил-76 - первый российский военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.
Предназначен не только для оперативной транспортировки крупногабаритных грузов, но и десантирования грузов и боевой техники массой до 47 тонн с высоты 4000 метров и личного состава с высоты 8000 метров. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий.
Предусматривалось применение этого самолёта в качестве бомбардировщика.
Тип - средний транспортно-десантный.
По кодификации НАТО: Candid – "Искренний".
Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года.
История создания Ил-76
Ил-76 первоначально предназначался для замены Ан-12. Он разрабатывался в ОКБ имени Ильюшина с июня 1966 года. Руководил работами Г.В.Новожилов, генеральный конструктор ОКБ московского машиностроительного завода "Стрела". Генеральный конструктор ОКБ - С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение.
Ил-76 должен был иметь грузоподъёмность и дальность действия в 2 раза большие, чем самолет Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных характеристик.
Полномасштабный макет был изготовлен в 1969 году, и сразу в Москве началась постройка первого прототипа.
Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны, которые поставляли материалы, необходимые для постройки самолета, агрегаты и системы.
Возглавляли постройку самолета директор предприятия Д. Е. Кофман и главный инженер В. А. Юдин.
Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. В мае он демонстрировался на 29 международном авиасалоне в Ле Бурже.
Первый серийный Ил-76 был изготовлен в 1973 году на авиазаводе № 84 в Ташкенте.
В конструкции самолёта применено 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты.
При разработке самолета большое внимание было уделено обеспечению безопасности полета, надежности и автономности эксплуатации. В процессе создания самолета на его конструкцию и системы было получено более двухсот авторских свидетельств на изобретения и более тридцати иностранных патентов.
Испытания с использованием двух прототипов и двух серийных самолетов продолжались до декабря 1974 года.
Войсковые испытания самолёта начались в ноябре 1973 году. Вскоре первые самолеты стали поступать на вооружение Военно-транспортной авиации.
Самолёт Ил-76 официально принят на вооружение ВВС приказом МО СССР от 21 апреля 1976 года.
В 1977 году началась регулярная эксплуатация самолёта Аэрофлотом.
На Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов, 24 официально зарегистрированы в 1973 году в международной авиационной федерацией (ФАИ). В числе рекордов - одиночный прыжок с высоты 15 760 метров и свободное падение до высоты 960 метров; групповой прыжок с высоты 14 846 метров и свободное падение до высоты 631 метров.
Был установлен женский мировой рекорд - парашютистка покинула борт самолета Ил-76 на высоте 14 974 м и пролетела в свободном падении до высоты 574 м. Командиром экипажа в этих полетах был А. М. Тюрюмин.
Самолет Ил-76 открыл новые возможности для доставки в труднодоступные места, в том числе и на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане различных грузов, в том числе и техники, в том числе используя различные способы их парашютного десантирования.
Ремонтируются Ил-76 на Быковском авиаремзаводе (БАРЗ, Подмосковье) и ташкентском ТАПОиЧ.
Конструктивные особенности
Ил-76 - однофюзеляжный высокоплан со стреловидным крылом (250 по передней кромке, перелом по задней кромке) и однокилевым хвостовым оперением.
При проектировании самолета Ил-76 одной из сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения и размеров грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолета.
Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметизированных кабин: пилотов вверху носовой части фюзеляжа, штурмана - под кабиной пилотов, грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. Передняя часть фюзеляжа оснащена двумя люками, кормовая - трёхстворчатым задним грузовым люком.
Личный состав может десантироваться в четыре потока (два через грузовой люк).
Размеры грузовой кабины, оборудованной специально разработанными бортовыми погрузочно-разгрузочными средствами и приспособлениями, дают возможность широко использовать любые типы стандартных авиационных и автомобильных контейнеров, поддонов, применяемых в международных перевозках.
Одной из самых уникальных операций, проведенных самолетом Ил-76, стал перевоз на борту самолета моногруза длиной 10,5 метров и весом 37 тонн. Огромный корабельный вал авиалайнер в августе 1999 года доставил из Эдинбурга (Шотландия) в Хельсинки (Финляндия).
Многоколесное шасси повышенной проходимости в сочетании с мощной механизации крыла и большой энерговооруженностью позволяет эксплуатировать самолет с неподготовленных грунтовых аэродромов, обеспечивая при этом короткие взлетно-посадочные дистанции.
При торможении на посадке, с помощью створок реверсивных устройств, струя выходных газов отклоняется вперёд, обеспечивая короткий пробег - всего 450 метров.
Топливная система самолета Ил-76 высоконадежна, проста в эксплуатации и обеспечивает бесперебойное питание двигателей топливом на всех возможных режимах полета. Топливо размещается в кессонных баках крыла, разбитых по числу двигателей на четыре группы. В каждой группе баков имеется расходный отсек, из которого топливо подается к двигателю. Работа топливной системы, в том числе управление насосами перекачки топлива в расходные отсеки, осуществляется автоматически, без дополнительных переключений баков в процессе выработки топлива.
Основными особенностями системы управления самолетом Ил-76 стали возможность перехода с бустерного управления на ручное и применение автономных рулевых машин, объединяющихся в одном агрегате бустер и гидравлическую насосную станцию (с баком и электроприводом).
Для десантирования личного состава впервые было создано специальное оборудование, которое состоит из бортовых и секций центральных сидений, тросов для принудительного раскрытия парашютов, разделителей и прерывателей потоков парашютистов и бортовых защитных полотнищ, защищающих десантников от воздушного потока на рампе. Троса ПРП установлены на борту самолета таким образом, что раскрытие стабилизирующих парашютов десантников происходит в проеме грузового люка, но вне рампы, что позволяет исключить возможные зацепы или порывы стабилизирующих устройств. Боковые двери при десантировании парашютистов защищают их от набегающего потока и позволяют безопасно покинуть самолет. Благодаря уникальной аэродинамике самолета скорость десантирования личного состава находится в пределах 260-400 км/ч, что создает более комфортные условия десантирования за счет снижения динамических нагрузок на десантников.
В посадочном варианте личный состав может перевозиться как в однопалубном варианте на бортовых и секциях центральных сидений, так и в двухпалубном варианте с добавлением второй палубы. На второй палубе личный состав размещается на сидениях, размещенных в два ряда вдоль бортов.
Лётно-технические характеристики самолёта Ил-76
Размах крыла - 50,50 метров.
Длина самолета - 46,59 метров (Ил-76МФ - 53,2 метра).
Высота самолета - 14,76 метра.
Площадь крыла - 300 квадратных метров.
Длина грузового отсека - 20,00 метров (24,50 метров с рампой, Ил-76МФ - 31,1 метр).
Ширина грузового отсека - 3,40 метров.
Высота грузового отсека - 3,46 метров.
Крейсерская скорость - 750-800 км/ч.
Посадочная скорость - 210 км/ч.
Высота полета - 9000-12000 метров.
Практическая дальность полета - 4500 километров.
Максимальная коммерческая загрузка - 40000 кг (Ил-76Т), 50000 кг (Ил-76ТД), 52000 кг (Ил-76МФ), то есть 50 тонн груза или 225 пассажиров (в двухпалубном варианте).
Возможность десантирования - 126 парашютистов, боевой техники и грузов на платформах весом до 21 тонны.
В грузовой кабине возможна установка трёх пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров. Пассажировместимость каждого модуля - 30 человек.
Максимальный взлетный вес - 170000 килограммов.
Экипаж - 7 человек.
Силовая установка состоит из 4 двигателей (Д-30 КП).
Взлетная тяга одного двигателя - 12000 кгс.
Расход топлива - 9 тонн в час.
Календарный ресурс самолёта – 20 лет.
Количество полётов – 10000.
Количество лётных часов – 30000.
Модификации Ил-76
Ил-76 (1975);
Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МФ - военно-транспортные самолеты;
Ил-76Т, Ил-76ТД (1982) - транспортные самолеты, предназначенные для использования в ГВФ;
Ил-76ТДП (1990) - пожарный самолет;
Ил-76ЛЛ (1991) - летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
Ил-78 - самолет-заправщик;
А-50 - самолет ДРЛО (российское название систем дальнего радиолокационного обнаружения);
А-60 - самолет-носитель лазерного оружия;
Ил-76МДК - самолет для тренировки космонавтов в условиях невесомости;
Ил-76"Скальпель" - летающий госпиталь.
Последняя глубокая модификация: Ил-76МФ - самолёт с удлинённой грузовой кабиной и новыми двигателями ПС-90А.
На базе отечественного бортового оборудования планируется установить новую кабину экипажа самолета для сокращенного экипажа до 3 человек вместо четырех. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ.
Основные массовые модификации, которые эксплуатируются в России сегодня: гражданский Ил-76ТД и военный Ил-76МД.
Для международного авиарынка, в том числе для Индии, Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, построено более 900 самолётов.
На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 году созданы самолёт ДРЛО "Адан" 1 с РЛС Томпсон-СЗР "Тайгер" (французского производства, дальность обнаружения целей класса истребитель 350 км), а также самолёт-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу шланг-конус).
Перспективные разработки Ил-76
В настоящее время авиационный комплекс имени Ильюшина одной из самых перспективных разработок считает создание модификации транспортного самолета
Ил-76ТФ-100 с двигателями типа 3FM56 французской фирмы Snecma.
Дальность полета новой модификации с базовой нагрузкой в 40 тонн возрастет примерно на 1000 км. Новые двигатели обеспечат возможность взлета с более высокогорных аэродромов и при высоких температурах окружающего воздуха, что особенно важно для стран Юго-Восточной Азии.
Новая модификация самолета должна будет иметь повышенную грузоподъемность в 60 тонн, появится возможность перевозки до 4 морских контейнеров.
Происшествия и авиакатастрофы
В результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 59 самолетов типа Ил-76, 11 машин — в результате боевых действий (на 22 сентября 2009 года).
18 октября 1989 года под городом Баку произошло крушение военно-транспортного самолёта Ил-76, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Самолёт упал в Каспийское море, погибли все находившиеся на борту - 9 членов экипажа и 48 десантников.
1 февраля 1990 года Ил-76 у литовского города Паневежис после ухода на второй круг и входа в облака на высоте 70 метров внезапно потерял управление и плашмя упал.
5 апреля 1996 года на Камчатке Ил-76 врезался в гору.
25 января 1997 года в Анадыре самолёт разбился при взлете. Причина катастрофы –
ошибка экипажа, выполнение взлета с нарушением инструкций.
26 июля 1999 года Ил-76 разбился при взлёте.
14 июля 2001 года самолёт разбился при взлете из-за превышения груза.
7 октября 2009 года на аэродроме "Северный" ЦБП и ПЛС ВТА ВВС в Ивановской области у самолета Ил-76 на взлете оторвался, а затем загорелся двигатель. При аварии никто не пострадал.
1 ноября 2009 года самолёт Ил-76 МВД России потерпел катастрофу при взлете из якутского аэропорта "Мирный". Погибли все, кто находился на борту - 11 человек.
Официальный сайт: http://www.ilyushin.org