На космос и оборонку готов работать увольняемый персонал с "АвтоВАЗа". Заводской профсоюз предложил правительству России перенести в Тольятти часть предприятий Федерального космического агентства, Рособоронэкспорта и госкорпорации "Ростехнологии".
Автомобиль хорошо, а ракеты лучше. В период сокращений, сотрудники "АвтоВАЗа" пытаются создать запасной аэродром, а скорее всего, космодром, и там обрести новую работу. Суть предложения такова - из Москвы и Подмосковья предприятия оборонки должны планово выводиться. Так почему бы им не обосноваться в Тольятти, где много квалифицированных рабочих, да и вообще высок научно-технический потенциал региона. Это предложение профсоюзов имеет право на жизнь, считает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов.
"На самом деле у Тольятти есть какие-то преимущества, потому что там есть производственная инфраструктура, которая высвобождается с прекращением производства автомобилей. То есть не нужно производить какие-то геологические изыскания", - поясняет Смирнов.
Правда, возникает много вопросов. Планов по выводу крупных предприятий из Москвы, может, и громадье, но реального воплощения - раз, два и обчелся. То есть ждать тольяттинцам придется долго - годы, если и не десятилетия. И это не единственная проблема, говорит Сергей Смирнов.
"Машиностроитель машиностроителю рознь. Можно ли выделить средства на переподготовку работников "АвтоВАЗа"? А что делать с теми городами, откуда будут выводиться эти производства. Там же на самом деле есть тоже работники. Если же мы будем создавать новые предприятия в рамках развития оборонного комплекса, то это совсем другое дело", - говорит директор Института социальной политики.
Перенос предприятий в Тольятти дело долгое и неясное, а быть уволенным не хочется уже сейчас. Главное же оружие профсоюза - это переговоры с работодателем, а если они не ладятся, то акции протеста. И вот первый за последние годы митинг должен пройти 17 октября. Заявка в мэрию подана. Ожидается, что придет не менее тысячи человек, рассказал руководитель независимого профсоюза "АвтоВАЗа" Петр Золотарев.
"Наши предложения - сохранить рабочие места и не увольнять в том количестве, которое есть. Кроме того, наше предложение, чтобы все-таки сократили необоснованные расходы на "АвтоВАЗе" на содержание административного аппарата, на выплату больших бонусов, зарплат очень высоких. И бесхозяйственность, воровство, чтобы это прекратилось", - говорит Золотарев.
Самое любопытное, что не совсем понятно, против чего митинговать. Первоначальные планы сокращений на "АвтоВАЗе" всего за месяц снижены с 36 тысяч человек до пяти тысяч. Последняя цифра прозвучала в пятницу на совещании в правительстве России. Причем сокращены должны быть только пенсионеры. Руководство страны старается избежать массовых сокращений. Один из вариантов, как этого добиться - привлечь к перевооружению завода в Тольятти концерн "Рено-Ниссан", который, кстати, является крупным акционером "АвтоВАЗа". Правда, вкладываться в него французско-японский автогигант до сих не спешил. Владимир Путин на том же совещании об этом напомнил:
"Что касается технологического обновления, то надо вести переговоры и с иностранными участниками этого акционерного общество – "Рено-Ниссаном". Мы пошли на то, что выделили первый транш, 25 миллиардов рублей, по сути, защищая их интересы, сделали таким образом, чтобы не размывать их пакет. Или они будут участвовать в финансировании предприятия, или мы будем вынуждены договариваться о соотношении долей".
В развитие тезисов главы российского правительства, первый вице-премьер Игорь Шувалов провел сегодня переговоры с руководством "Рено-Ниссан". И хотя подробности встречи пока неизвестны, но на ожиданиях положительных новостей акции "АвтоВАЗа" выросли на 10%.