Американский концерн General Motors, вопреки предварительным договоренностям, отказался продавать компанию Opel Сбербанку и Magna. Заявление американцев совпало с визитом в Америку канцлера Германии, потратившей немало времени для успешного завершения сделки. В Германии рабочие ожидают массовых увольнений и готовятся к забастовке.
Opel останется американским. Совет директоров General Motors передумал продавать концерн в тот момент, когда казалось, что эта сделка – вопрос решенный. Неловкость ситуации исполнительный директор GM Хендерсон пытался сгладить заявлением в духе "ничего личного – просто бизнес".
"Мы ценим усилия, предпринятые канадско-австрийской фирмой "Магна" и ее российскими партнерами для достижения справедливого соглашения относительно будущего компании "Опель". Но с самого начала нашей целью было найти наилучший выход для всех наших клиентов, работников, поставщиков и дилеров, что и отразилось на принятом решении", – заявил Фритц Хендерсон.
Недавно наилучший выход директора GM видели в продаже 55% акций Opel канадско-австрийской компании Magna и Сбербанку. Несостоявшиеся инвесторы отнеслись к новости из Детройта спокойно, потому что остались при деньгах.
Зато в новом правительстве Германии это известие вызвало открытое раздражение.
"Действия General Motors по отношению к Германии – абсолютно неприемлемы. Ответственность за такое развитие событий ложится исключительно на GM. Только вчера рабочие сообщили, что согласились с сокращением зарплат. Пусть теперь General Motors объясняется с ними", – заявил Райнер Брюдерле, министр экономики Германии.
Антикризисный план "Магны" и Сбербанка предусматривал снижение зарплат, но гарантировал работу. То есть сокращения персонала все равно были неизбежны, но не в Германии. Потому-то так радуются сейчас в Великобритании, где производятся праворульные "Опели".
"Мы изначально сожалели, что GM приходится продавать "Опель". Но решение оставить компанию себе – это правильное решение, которое вполне устраивает Британию", – говорит Тони Вудли, генсек профсоюза работников транспорта Великобритании.
Чувство англо-саксонской солидарности, из-за которого GM не будет экономить на британцах, угрожает рабочим местам в Германии. Страх безработицы снова витает у проходных немецких заводов.
"Это очень неприятно. Я понятия не имею, что произойдет на заводе, если сделка с "Магной" не состоится. Ходят слухи, что наш завод закроют", – говорит рабочий.
Профсоюзы призывают к забастовке, правительство Германии требует от американцев вернуть полуторамиллиардный займ, который был предоставлен General Motors под эту сделку. Но это не входит в планы автогиганта, ему самому нужны деньги. Свой антикризисный план GM только обещает показать, но главное известно: "Опель" ждет 30-процентное сокращение расходов.
Новость о том, что Opel не продается, не испортила визит федерального канцлера в США, а отправилась в Европу вслед за ее улетающим из Вашингтона самолетом. По поводу решения GM Ангела Меркель выразила сдержанное сожаление.
Не все верят, что это известие застало ее врасплох. А что если в сентябре, за две недели до выборов в бундестаг, когда все тот же совет директоров GM проголосовал за продажу Opel "Магне" и Сбербанку, американцы просто подыграли ей, в тот момент кандидату в канцлеры?
В среду стала известна реакция российской стороны на действия General Motors. Как заявил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, правительство удивлено решением американского автогиганта. По его словам, сделка о покупке "Опеля" представлялась обоснованной с экономической точки зрения и хорошо проработанной социально. В ближайшее время консорциум "Магны" и "Сбербанка" проведет глубокий юридический анализ ситуации и организует консультации с GM.