У экипажа 21-й экспедиции на МКС дни на Байконуре насыщены до предела. Примерка скафандров, потом корабля. До старта корабля "Союз ТМА-16" – несколько дней, а в небо уже устремились десятки ракет. В городе Байконуре проходят Международные соревнования по ракетомодельному спорту.
У этого "Союза" нет ферм обслуживания, огнеотвода и космонавтов на борту. Но подготовка, все команды и старт – один в один, как у настоящего космического корабля.
"Направляющие кольца одеваются на штырь. Четыре пороховых двигателя мощностью 20 ньютонов", – объясняет участник соревнований ракетомоделистов Роман Максимов.
Роман один за всех – и за расчет, и за стреляющего. Целый год 15-летний моделист создает свою ракету, чтобы за считанные мгновения отправить ее в небо. Настоящий "Союз" еще на Земле. Ждет своего пуска. Как и экипаж "Союз ТМА-16". Тренировки и предполетные проверки – до старта всего несколько дней. Горячие деньки.
"До этого все были тренировки – игрушки, а это – настоящее", – говорит командир корабля "Союз ТМА-16" Максим Сураев.
Это последние приготовления. Как говорят специалисты, контрольная примерка корабля. Космонавты проверяют работу всех систем. Но и здесь, на контрольной тренировке, без проблемы не обошлось.
- Кнопка включена, но не запустился…
Сейчас, все это можно устранить. Сложнее в полете. Ги Лалиберте к нестандартным ситуациям привык. Однако в реальном корабле такое испытание впервые.
"Чувствую себя, как килька в банке", – делится впечатлениями космический турист Ги Лалиберте.
Ги не перестает шутить. Преподносит постоянные сюрпризы и разряжает обстановку. Еще бы, всю жизнь смешит и удивляет людей. Поздно исправляться. Вот и здесь, на стапелях, умудрился достать "курицу" – сделал ее из платка. С таким членом экипажа на орбите не заскучаешь.
"Беру с собой чемодан. Буду в нем спать", – шутит космический турист.
"Вы все время ожидаете, что он прилетит на станцию и будет там все крушить. Я в нем уверен", – улыбается Максим Сураев.
Экипаж оказался слаженным, хотя на психологическую притирку было совсем мало времени. Вместе – всего три месяца. Однако к полету стали настоящей командой.
"Командир – самый лучший. Макс как ветеран все знает. Все сделает прекрасно. Очень рад, что я с тобой", – говорит бортинженер корабля "Союз ТМА-16" Джеффри Уильямс.
Военный летчик-истребитель, профессиональный водолаз. Уже покорил два океана: небесный и морской. Сейчас перед Максимом Сураевым новая высота – космическая. Ему не просто. По правую руку – участник полета, опытный циркач, но все же не профессионал. Зато можно положиться на бортинженера слева – Джеффри Уильямса, он уже дважды покорял космос.
"Джефф – тот, вокруг кого все вертится. Он у нас опытный, мудрый, много знает. Он такой, как скала", – уверен Максим Сураев.
Джефф освоил 50 типов самолетов. Летал в космос на американском шаттле и на российском "Союзе". Но главную свою заслугу видит в другом. Недавно он стал дедом. Говорит, что этот полет посвятит внуку, чтобы он тоже стал астронавтом.
- Осторожно головой…. Первенец.
В эти дни экипаж повторяет все, что было натренировано за долгие годы. Репетируют и доклад руководителю государственной комиссии. Эта площадка поистине святое место для космонавтов. Совсем скоро отсюда они сделают лишь несколько шагов к кораблю, перед тем, как отправиться на орбиту.
А пока небо Байконура разрывают другие – ракеты будущего. И здесь в степи, совсем близко со стартом, оттачивают мастерство будущие ракетчики.