В США стартует инаугурационная неделя. 20 января избранный президент США Барак Обама произнесет слова присяги и вступит в должность. Как все пройдет? И какой можно ожидать политику Обамы в отношениях с нами?
Надувая щеки, трубач играет отнюдь не исторический марш по пыльной партитуре. Шествуя во вторник, вашингтонский духовой оркестр плеснет из начищенных труб песню The Boss, которая прославляет Дайану Росс в тот год, когда Барак Обама только поступает в университет. По словам музыкантов, "очень захватывающе сыграть для Обамы".
Стихи о пылком служебном романе, кажется дирижеру, попадают в тональность заразительной "обамаманией" – избранный президент популярен ровно на столько, на сколько непопулярен и критикуем Джордж Буш. Они точно антиподы друг друга.
Инаугурация Буша скромна, ведь его перед церемонией продолжают обвинять в том, что он "крадет" выборы у Альберта Гора. Какой же будет инаугурация Обамы? Рискнет ли Барак благодарить на ступеньках Конгресса Джорджа Буша, как, например, благодарил Джимми Картер своего предшественника Форда. Будет ли повод для овации?
Обама точно дерзнет затмить инаугурацию Линдона Джонсона, которую принято считать самой массовой в американской истории. Тогда на улицы Вашингтона вышло миллион двести тысяч. Обама превращает церемонию в многосерийное шоу, начиная с прелюдии за четыре дня, с вояжа по железной дороге.
Рейтинг еще не приступившего к работе президента велик, но оправдает ли Обама такие смелые надежды? Не повторится ли история президента Герберта Гувера, которым так восхищались в день инаугурации прямо накануне Великой депрессии, язвительно вопрошает историк?
"Люди возлагали такие надежды на президента Герберта Гувера, когда состоялась его инаугурация в 1929 году. Это было время процветания. Гувер был экспертом в экономических вопросах и даже в своей инаугурационной речи говорил о том, что покончит с бедностью. Но его правление оказалось худшим с экономической точки зрения за всю историю США", – отметил Алан Личтман, профессор истории американского университета.
Размах действа вполне может скомкать погода. Президенту Рональду Рейгану приходится переносить свою вторую инаугурацию с открытого воздуха в помещение, потому что на улице был лютый мороз. И Рейган, судя по всему, помнит, как в 1840-м президент Вильям Генри Гаррисон недооценивает погоду, два часа выступает на трибуне без шляпы, всерьез простужается и умирает от воспаления легких через 32 дня. Хотя снег, холод не смущает, например, Джона Кеннеди, который даже скидывает пальто, чтобы оно не мешало жестикулировать во время инаугурационной речи. Тогда он произносит свое знаменитое: "Важно не то, что страна может сделать для тебя. Важно, что ты можешь сделать для страны".
Рекордный дефицит бюджета, четырнадцатизначный внешний долг, для которого едва ли подходит прилагательное громадный, кровопролитная война в Ираке, не утихающая шесть лет, потрясаемый терактами Афганистан – это далеко неполная опись "наследства", оставляемого Джорджем Бушем.
Первое в череде неотложных международных дел, с которыми столкнется администрация Обамы, – ситуация вокруг сектора Газа, старается угадать советник Обамы по внешнеполитическим вопросам вне выборов Сбигнев Бжезинский.
"Я думаю, ему нужно вдохновить обе стороны начать движение в сторону мира, понимая, что каждая из сторон по отдельности не сможет найти согласие. Им нужна помощь извне", – считает главный советник Центра стратегических международных исследований США Сбигнев Бжезинский.
О грядущих отношениях Москвы и Вашингтона успевает высказаться и без пяти минут госсекретарь Хилари Клинтон, и новый постоянный представитель США в ООН Сьюзан Райс, проходя через формальности на Капитолийском холме. Осторожный оптимизм спешит выразить и республиканец Колин Пауэлл, возглавлявший при Буше американское внешнеполитическое ведомство.
"Я уверен, что когда Обама станет президентом, он постарается задать позитивные отношения с Российской Федерацией, с президентом Дмитрием Медведевым. Я очень надеюсь на улучшение отношений", – сказал Пауэлл.
Но откажется ли Вашингтон от системы противоракетной обороны? Каким будет курс при Обаме на восточноевропейском направлении? Кандидат в президенты от демократов на выборах 2004 года, сенатор Джон Кэрри – это перед его комитетом держат речь и Хилари Клинтон и Сьюзан Райс – разочарован маневрами упаковавших вещи чиновников Госдепа.
"Меня, конечно, расстроила инициатива администрации Буша установить систему противоракетной обороны в Польше. Есть много вещей, над которыми мы могли бы работать более конструктивно", – уверен Кэрри.
Пока Буш, представая перед телекамерами в Белом доме разводит руками и неуклюже извиняется, Обама отвлекает интригой вокруг своей инаугурации. Детали держатся в секрете.
Пытались "утопить" пышные церемонии в символизме исторических параллелей, отправляясь из Филадельфии в Вашингтон, как некогда президент Авраам Линкольн накануне своей инаугурации, выписывая из архива Библию того же Линкольна, чтобы присягнуть на оной, и не отказываясь от многочисленных сравнений с легендарным Кеннеди, Обама бравирует тем, что происходящее – это многообещающее начало разительных перемен. Но, присягнув и проводив Джорджа Буша, придется доказывать, что это – не пустословие предвыборной гонки.