Ямщиков Савва Васильевич родился 8 октября 1938 года в Москве, РСФСР, СССР. Умер 19 июля 2009 года в Пскове, Россия.
Савва Ямщиков – художник-реставратор, искусствовед, историк, писатель, публицист.
Ямщиков – председатель Ассоциации реставраторов при Фонде культуры РФ, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН, отделение "Российская энциклопедия"), ведущий специалист Всероссийского института реставрации (ГосНИИР), вице-президент Российского международного Фонда культуры, член Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей, член Комиссии по рассмотрению вопросов о возвращении культурных ценностей, член Союза писателей России, член попечительского совета "Фонда Николая Васильевича Гоголя", ранее – председатель Клуба коллекционеров Советского фонда культуры.
Савва Ямщиков – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Ленинского комсомола, обладатель ордена Святого благоверного князя московского Даниила и ордена "Полярная звезда", высшей награды Республики Якутия (Саха), он – первый реставратор, награждённый почётной медалью Российской Академии художеств.
Семья, детство и юность
Детство Саввы Ямщикова пришлось на трудное и голодное послевоенное время. Он вырос на Павелецкой набережной: дом 4, барак 14. Как выяснилось позже, его соседями были танцовщик Владимир Васильев, Юрий Лужков и Андрей Тарковский.
Одна часть семьи Ямщикова из крестьян, другая из духовенства. Отец был командиром пожарного взвода, умер в 1941 году от скоротечной чахотки. Бабушка окрестила маленького Савву в старообрядческой церкви, на Преображенке. В строительстве этой церкви (архитектор Баженов) принимали участие предки Ямщикова, старообрядцы (беспоповцы). Когда Василий Ямщиков принёс в ЗАГС документы и сказал, что хочет записать сына Саввой, как бабушка велела, ему ответили, что не может быть такого имени у советского ребенка. И записали Савелием. А в школе звали Вячеславом, говорили: "Гордись, тёзка Молотова". В детстве и юности Ямщиков исправно посещал церковные службы, пел в церковном хоре, но и комсомольцем был.
По воспоминаниям Ямщикова, он рано почувствовал тягу к книгам, "класса с пятого читал запоем". В 1952 году отмечалось столетие со дня смерти Гоголя, был выпущен знаменитый синий шеститомник, с которым Ямщиков не расставался всю жизнь. Он говорил, что Гоголь проторил ему дорогу в мир искусства. А ещё он очень любил читать произведения Диккенса, Достоевского, Аксаковых, Хомякова, Леонтьева.
Закончив школу, Ямщиков некоторое время решал, куда пойти учиться. Он мечтал сниматься в кино, ещё школьником занимался в драматическом кружке, которым руководил актёр Вахтанговского театра Виктор Иванович Щеглов. Юный Ямщиков любил декламировать стихи, особенно "Гармонь" из поэмы "Василий Тёркин", его даже дразнили "О, Тёркин идет!". Спустя много лет выставку Ямщикова "Живопись древней Карелии" посетил Василий Шукшин и неожиданно предложил ему попробоваться на роль в фильме "Степан Разин". Но реставратор ответил отказом.
В юности Ямщиков много времени проводил в Третьяковской галерее. Шутил, что так было зимой "теплее с девушками гулять". По его признанию, на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ забрёл случайно. Конкурс был 19 человек на место, но он легко сдал экзамены. На втором курсе технику живописи и реставрации преподавал Виктор Васильевич Филатов, оказавший большое влияние на Ямщикова.
С этим выдающимся реставратором он совершил первую поездку в Новгород, чтобы восстанавливать иконы, разрушенные во время войны. Поездка была приурочена к 1100-летию Новгорода. Потом была первая поездка в Суздаль.
Студентом Савва Ямщиков вместе со своими однокурсниками помогал известному краеведу, археографу и филологу Леониду Алексеевичу Творогову обустраивать псковское древлехранилище. Именно Творогов приобщил Ямщикова к наследию псковской культуры, увлёк его псковскими иконами и книгами о Пскове.
Работа во Всероссийском реставрационном центре
Посвящение Ямщикова в реставраторы произошло в Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной (св.Елизаветой), построенной архитектором А.В.Щусевым и расписанной художников Михаилом Нестеровым. Там и находился Всероссийский реставрационный центр. Двадцатилетний Ямщиков начал работать в отделе иконописи. В руки реставраторов попадали настоящие шедевры, которым они возвращали первоначальный вид. Иконы удавалось не только реставрировать но и демонстрировать на выставках. В выставочном центре на Кузнецком мосту были открыты три экспозиции, представляющие древнерусскую живопись Карелии, Пскова, Ростова Великого.
Двадцать лет Ямщиков посвятил профилактическим реставрационным работам на произведениях иконописи. Обследуя музейные запасники, он составлял реставрационную "Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР", а также отбирал иконы для восстановления в Москве.
Широко известны слова реставратора: "Москва для меня мачеха, а мать – провинция". Музеи и храмы Новгорода, Пскова, Суздали, Костромы, Ярославля, Карелии, Вологды, Кижи и многие другие провинциальные города России всегда были опекаемы Саввой Ямщиковым, он занимался поиском и реставрацией икон, делая настоящие открытия, возвращая забытые и поруганные шедевры миру. За 40 лет Ямщикову удалось возродить более 400 икон, восстановить уникальные собрания русских портретов XVIII – XIX веков, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Среди его многочисленных статей можно выделить целую серию под названием: "Открыт новый художник!".
Организованные им выставки неизменно становились событиями и неотъемлемой частью отечественной культуры.
Псков Саввы Ямщикова
Ямщиков много лет работал у архимандрита Алипия (Воронова) в Псково-Печерском монастыре, о чём впоследствии написал фундаменталый труд. Собранная и отреставрированная под руководством Саввы Ямщикова во Всероссийском реставрационном центре уникальная коллекция ста икон "Живопись древнего Пскова" легла в основу псковской музейной экспозиции.
В 2007 году в Пскове в большом зале в Доме Фан-дер-Флита была открыта картинная галерея, представляющая коллекцию картин XVIII-XIX веков. В этом здании, сильно пострадавшем во время Великой Отечественной войны, когда-то находилась творческая школа известного псковского мецената Николая Фан-дер-Флита. На вернисаже Савва Ямщиков заметил, что это начало истинного возрождения Псковского музея.
Тогда же была начата работа по реставрации и ремонту звонницы церкви Успения Божьей Матери с Пароменья и создание в ней музея замечательного псковского кузнеца Всеволода Смирнова.
Савва Ямщиков много сил отдал разработке концепции восстановления исторического облика Пскова. 15 апреля 2009 он участвовал в заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, в котором принимал участие и президент России Дмитрий Медведев. По мысли Ямщикова, восстановление Пскова должно начаться с реставрационных работ Мирожского монастыря, Покровской башни XVI века и Изборской крепости. Особо знаменитый реставратор переживал о судьбе музея-заповедника Михайловское.
8 июля 2009 года в Псковском музее-заповеднике состоялась презентация выставки "Музей друзей" Саввы Ямщикова.
Реституционная деятельность Саввы Ямщикова
Знаменитый реставратор одним из первых в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных с территорий бывших неприятельских государств в годы Великой Отечественной войны. Одна из его книг о трофеях Второй мировой называется "Возврату не подлежит!".
Проблемой "трофейного" искусства он серьезно занялся в 1989 году, будучи членом президиума Советского фонда культуры. Во Всероссийском реставрационном центре под грифом "совершенно секретно" хранилась так называемая "Венгерская коллекция": 160 шедевров западноевропейской живописи и 8 скульптур. Савва Ямщиков обратился к заведующему международным отделом ЦК Валентину Михайловичу Фалину с предложением о рассекретить, а затем реставрировать и выставлять в отечественных музеях "трофейные" шедевры. Так работы величайших живописцев – Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Дега, Ренуара увидели свет.
Вскоре была создана государственная комиссия по реституции, в состав которой вошли не только искусствоведы и реставраторы, но и дипломаты, адвокаты, архивисты.
В 1990-е годы Ямщиков занимался так называемой "Бременской коллекцией". История её такова: капитан советской армии Виктор Балдин в 1945 году нелегально вывез из Германии 362 рисунка и 2 картины старинных мастеров, три года держал их в чемодане под кроватью, а в 1948 году обстоятельства заставили его сдать коллекцию в Музей архитектуры. В феврале 1993 года между Россией и Германией было подписано "Заявление о намерениях", касающееся судьбы "Бременской коллекции", но ничего из планируемого реализовано не было.
Работа над фильмом Андрея Тарковского "Андрей Рублёв" ("Страсти по Андрею")
Савва Ямщиков и Андрей Тарковский встретились в 1962 году, в кафе "Националь", где собирались художники, литераторы, артисты.
Фильм Тарковского "Иваново детство" только получил "Золотого льва" – главный приз кинофестиваля в Венеции и режиссер приступал к съёмкам нового фильма "Андрей Рублёв". Савве Ямщикову Тарковский предложил поработать консультантом в этом фильме. Ямщиков считал, что слишком молод, чтобы выступать в такой роли, ведь он тогда был учеником Всероссийского реставрационного центра. Однако Тарковский ответил начинающему реставратору: "Мне как раз и нужен молодой человек, желательно единомышленник. А что касается недостатка опыта, то, когда возникнет такая надобность, вы обратитесь к своим учителям".
Как вспоминал Ямщиков, в поисках объектов будущих съемок пришлось проехать по Карелии, Вологодчине, осмотреть храмы Новгорода, Суздаля, Владимира, Пскова.
Тарковский советовался с Ямщиковым не только при выборе натуры, но и при выборе актеров. Так, однажды Ямщиков обратил внимание Тарковского на фотографию провинциального актёра Анатолия Солоницына, который и был потом утверждён на роль Андрея Рублёва. Благодаря Ямщикову роль колокольного литейщика Бориски была отдана Николаю Бурляеву.
Савва Ямщиков также стал консультантом в фильме Сергея Бондарчука "Борис Годунов" (1986).
Выставки, организованные Ямщиковым
За 40 лет работы им было организовано свыше 300 выставок, в том числе:
"Живопись Ростова Великого", 1973;
"Солигалические находки", 1973;
"Костромские портреты XVIII-XIX веков", 1974;
"Новые открытия советских реставраторов", 1974;
"Ярославские портреты XVIII-XIX веков", 1980-1981;
"Мастер Куликовской битвы", 1980;
"Ярославская иконопись XIII-XVIII веков", 1981;
"Николай Мыльников", 1990.
Просветительская деятельность Саввы Ямщикова
Им были написаны книги:
"Древнерусская живопись: Новые открытия", 1966;
"Сокровища Суздаля" (сборник статей), 1969;
"Русский музей. Иконы из собрания Русского музея", 1970;
"Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Часть первая.", 1970;
"Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Часть вторая.", 1972;
"Русский портрет XVIII—XIX веков в музеях РСФСР№, 1976;
"Древний Новгород. История, искусство, археология: новые исследования", 1983;
"Спасенная красота. Рассказы о реставрации памятников искусства. Книга для учащихся старших классов", 1986;
"Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен", 2004.
Особо выделяется труд Ямщикова "Мой Псков", вышедший в 2003 году. В книге воспоминаний рассказывается "о тех земных праведниках, благодаря которым есть Псков…": о Льве Николаевиче Гумилёве, архимандрите Алипии, который не позволил Никите Хрущеву закрыть православный монастырь, о директоре Русского музея Василии Пушкарёве и многих других.
В 2008 году вышла книга Ямщикова "Бремя русских", в которой он изложил свой взгляд на положение русского народа и русской культуры в современной России.
Савва Ямщиков не только автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве, он не раз выступал в качестве эксперта и был ведущим телевизионных фильмов, посвящённых русской культуре. Например, был консультантом в документальном фильме "Псковский набат. Сны о потеряном граде" (2006).
Савва Ямщиков – первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств её почетную медаль.
Личная жизнь
Жена – Ганибалова Валентина Михайловна, бывшая прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка РСФСР. Свадьба состоялась в 1972 году.
Дочь –Ямщикова Марфа Савична (1974 г.р.), реставратор.