Nissan сдержал обещание построить завод в России

Nissan – единственная из зарубежных компаний, которая, несмотря на финансовый кризис, все же довела задуманное до конца. Соглашение о строительстве завода в России было подписано еще летом 2006 года на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Nissan – единственная из зарубежных компаний, которая, несмотря на финансовый кризис, все же довела задуманное до конца. Соглашение о строительстве завода в России было подписано еще летом 2006 года на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Через год свое желание наладить производство в России выразили Hyundai и Suzuki, но они из-за финансовых проблем к строительству так и не приступили.

Автомобильные компании Toyota, General Motors и теперь Nissan под Санкт-Петербургом наладили производство. Чтобы войти в "питерскую тройку", Nissan потребовалось два года и 200 миллионов долларов. На свежепостроенном заводе будут работать 900 человек, собирая две модели – Nissan Teana и Nissan X-Trail.

Первая – седан бизнес-класса. На сегодняшний день за Nissan Teana дилеры в среднем просят порядка миллиона рублей. За три года в России автомобилей этой марки продано свыше восьми тысяч штук – весьма скромный результат. По той же цене конкурентам, например, из компаний Toyota или Volkswagen удалось продать как минимум в три раза больше.

Иная ситуация – со второй моделью от Nissan – внедорожник X-Trail более популярен. За три года продано 38 тысяч автомобилей. Видимо, на него компания и делает основную ставку, заявляя о планах производства на заводе, – 50 тысяч машин в год.

Запуская конвейер в России, Nissan получает преимущество – не нужно платить высокие, в 30%, пошлины за ввоз новых иномарок. Но отразится ли это на цене российских Nissan, в компании пока не говорят.

Кстати, два года назад, когда только начиналось строительство завода, в самом Nissan вряд ли предполагали, что открывать его придется в почти боевой обстановке. Компании борются за выживание на автомобильном рынке России. Спрос упал. Вынужденные остановки конвейера, в частности, на Ford. Ввоз иномарок сократился на 70%. Nissan тоже пришлось урезать головное производство – в Японии – на 50%. Продажи по всему миру не превышают отметки в 430 автомобилей в месяц.

Но сказать, что компания делает антикризисную ставку именно на Россию, нельзя. Соединенные Штаты – сейчас самый лакомый кусок. Пока у местных автоконцернов – в частности, Chrysler и General Motors – проблемы, японские автомобили стремятся потеснить конкурентов на их же дорогах.

А в России ждать ощутимого роста продаж даже после запуска завода Nissan вряд ли приходится. Ни одна из 12 продаваемых в стране моделей не может претендовать на место в списке программы льготного кредитования. Только если заработает новое предложение Минпромторга – расширить субсидии на авто ценой до 600 тысяч рублей.

В целом в том же министерстве считают, что ближе к концу года автомобильный рынок России вполне может начать восстанавливаться и вполне способен скакнуть с четвертого на первое место по объемам продаж в Европе. С прогнозом, видимо, солидарны и автокомпании – Nissan открывает завод, а Volkswagen расширяет модельный ряд в Калуге.