В Москве случился потоп. Утренний ливень за несколько часов превратил столичные магистрали в реки. Машины глохли в глубоких лужах. На дорогах были сплошные пробки. Тревожные сообщения приходили едва ли не каждую минуту. На площади генерала Жданова провалился грунт. На шоссе Энтузиастов встали трамваи. А в Хорошевском районе "располневшая" река Тараканиха затопила детский сад, офис, и шоссе.
Так и хотелось назвать все увиденное потопом, наводнением или, как теперь принято, "технопаводком". Но, пожалуй, главным последствием этого московского природно-климатического события стала крайняя уязвимость, немощность и неподготовленность горожан. Даже их железные машины с навигацией и кондиционерами, с сотнями "лошадей" под капотом после такого вполне заурядного ливня глохли, а дерзкая дождевая вода вызывала страх и трепет.
Под железнодорожным мостом на Хорошовке – и драма, и комедия – хоть кино снимай. Кино и фотосъемкой, собственно, занимались москвичи и на этом, и на том берегу стихийной реки. Сложилось такое впечатление, что кроме этой дороги в районе дорог больше нет – рисковали все и малолитражки, и автобусы, и обычные седаны. Результат для неопытных автолюбителей один – гидроудар и остановка.
Это событие, а это событие, когда вода в Москве по пояс, когда человек посреди гигантского современного города стоит на крыше собственного автомобиля и не может дождаться помощи, потрясло, повергло в хаос, но ничему не научило. Ведь дожди в Москве – не редкость. Низины на переездах и под мостами заливает по несколько раз в год. И служба "Мосводостока" каждый раз оправдывается – винит забитые сливные коллекторы, стихию, а теперь еще и нехватку денег.
Народ не терялся – карабкался в гору, мужчины галантно подавали руки дамам, дамы, скользя по глине, достойно шагали к железнодорожным путям – по ним до работы не далеко, вот только товарный бы пропустить.
Йоркширский терьер был спасен хозяином в собственной машине – он чуть не утонул, такие "карманные" собаки плохо плавают даже в резиновом автоковрике.
Пожалуй, самыми не вовлеченными в ситуацию под мостом оставались пассажиры автобусов – за запотевшими стеклами было трудно разглядеть, что творится на улице. Несколько кварталов южнее в жилом доме затопило офис в подвальном помещении. Сотрудник ремонтной службы отчаянно пытался прочистить сливной коллектор. Хозяин подвала флегматично взывал о помощи.
На всех этих неприятностях уже с утра пытались нажиться предприимчивые торговцы. Зонты у входа в метро – по 200-300 рублей, "дождевики" – по 500. И народ покупал.
В пик наводнения под мостом были все, но только не сотрудники ГАИ. Они появились потом, когда автовладельцы уже потонули. И остались все так же невозмутимы. Как и метеорологи, не обещавшие подобной инквизиции.
"Мне сложно с психологической точки зрения это оценить, – признался специалист метеоцентра "Фобос" Леонид Старков. – Как это оценил Маяковский: "Дождь покапал и прошел, солнце в полном свете. Это очень хорошо – и большим, и детям".
Справедливости ради нужно сказать, что не только в Москве – плохой прогноз. В солнечном Пятигорске дороги тоже – словно половодные реки. Почти тропические ливни довели город до чрезвычайной ситуации. И вплоть до августа здесь, говорят, останется "собачья" погода.