В Кировской области подвели итоги первых ста дней губернатора Никиты Белых. Ситуация в регионе довольно сложная – рост безработицы плюс отток населения в экономически развитые крупные города в соседних областях. Целый ряд предприятий – под угрозой остановки. Но при этом некоторые перемены уже видны. К примеру, начали новые власти с того, что сократили собственные расходы.
С минимальным сопровождением и на личном автомобиле Toyota – по городу и области Никита Белых передвигается на внедорожнике. Государственный Lexus выставлен на аукцион, но пока пылится в правительственном гараже. Своеобразный сигнал для чиновников – экономить на всем.
За сто дней у власти в Кировской области Никита Белых успел обновить на половину свою команду, уволить почти пятую часть госаппарата и сократить расходы бюджета. И хотя счастливой и богатой жизни населению не обещает, но ждут от него многого. На прямой связи с населением демократа Никиту Юрьевича еще путают с легендарным коммунистом.
- Никита Сергеевич, здравствуйте!
Круг проблем действительно неограничен: дороги, безработица, задолженности по зарплате, застой в промышленности и большой отток населения. Самый молодой губернатор российского региона – ему 33 – пока создает дееспособную команду и усваивает некоторые особенности вятского характера.
"Излишняя консервативность и внутренняя боязнь. Изменения назрели, желание есть, но люди не готовы, – говорит губернатор Кировской области Никита Белых. – Я не сторонник того, чтобы строить авторитарную систему. Демократия не просто дань моде. Это дорога с двусторонним движением: структура приспосабливается к губернатору, но и губернатор приспосабливается к структуре".
С ней фотографируются на улицах Кирова и общаются в "Живых Журналах". Известный блогер, дочь знаменитого политика и вице-премьер местного правительства Мария Егоровна Гайдар, как и ее отец в свое время, до сих пор работает с приставкой "и.о.". Просто еще не разобрались, кто и за что именно будет отвечать в кировском правительстве. Молодой московский и пермский костяк руководства области в сочетании со старой командой. Она считает, это создаст необходимый баланс сил, а демократам с коммунистами вообще нужно дружить семьями.
"Основная задача – понять точки роста, – говорит Мария Гайдар, и.о. вице-премьера правительства Кировской области. – Не размазывать, а понять, куда нужно вкладывать ограниченные ресурсы, понять, где будет особенность Кировской области, чем она будет гордиться, куда идти и где эти проекты, за которыми может пойти молодежь, и что нужно, чтобы эти проекты реализовывать".
Словно на вынужденном финише ралли-рейда внедорожник капризно останавливается – пробиты передние колеса. И хотя на карте дорога до Кирова существует, но в действительности мало кто решается без особой необходимости рисковать и выезжать из районных центров и городов. Участки бездорожья по сто и двести километров. Об опасности регулярно предупреждают плакаты, и лишь в нескольких пригородах Кирова приступили к частичному ямочному ремонту.
Когда все покидали регион, Владимир Зиновьев наоборот приехал в Кировскую область с семьей из Португалии. За полтора года сбора документов выкупил разрушенную гидроэлектростанцию и 60 гектаров земли. Новый хозяин разрушенной системы через несколько лет мечтает создать здесь хорошие условия и семейный отель. "Хочется сделать культурный островок, чтобы в будущем можно было нормально отдыхать", – говорит Владимир Зиновьев.
В деревне с названием Москва не осталось ни одного жителя. Лишь работающий таксофон и трасса напоминает о цивилизации. За забитыми окнами – комнаты, которые хозяева покинули будто бы в спешке: в шкафу под слоем пыли висит одежда. Но время здесь давно остановилось – пустынные улицы и еще не разворованные дома. В таких же безлюдных населенных пунктах с заброшенными фермами и тысячами гектаров невспаханных полей находится вся Кировская область. Местное население бежит в поволжские города-миллионники. К примеру, только в соседней Перми живет 150 тысяч бывших кировчан.
Зарплату карабинами или хотя бы картошкой требуют на митинге рабочие и инженеры оборонного предприятия "Серп и молот". Пять тысяч человек не получают зарплаты уже несколько месяцев, а в этом году завод работал только три недели. Противотанковые комплексы и оружие, которое здесь производили, оказались не востребованными, и сейчас здесь мечтают о госзаказе и поддержке Минфина на переоснащение цехов.
"Завод 70 лет работал с военно-промышленным комплексом. Я не думаю, что он не нужен вооруженным силам России", – говорит Диана Насырова, заместитель генерального директора по корпоративным вопросам и связям с общественностью ОАО "Вятско-Полянский машиностроительный завод".
Жить без дотаций в Кирово-Чепецке можно, собирая диваны. В отличие от большинства предприятий здешняя мебельная компания – одна из немногих, кто может позволить себе не просить деньги у государства. 100 тысяч диванов в год продается по всей России и странам Европы. От новой власти здесь ждут скорее не финансовой, а моральной поддержки.
"Бизнес должен самостоятельно выжить. Другое дело – создание политических вещей, административная атмосфера, чтобы чиновники не задирали аренду, не было бюрократизма. Это надо контролировать", – считает президент группы компаний Андрей Сидоров.
Блогер-дедушка, как он сам себя называет, и самый молодой губернатор, которому достался уж точно не самый лучший регион, универсального пути решения всех проблем пока не видит. Из десяти тысяч километров кировских дорог правительство в состоянии поддерживать только три, и госзаказы на федеральные оборонные предприятия область не в силах разместить. Зачем правительству Кирова закупать у заводов противотанковые комплексы, когда и без этого бюджет буквально трещит по швам? "Когда вопрос на прямой линии звучит так: "вот у нас лампочка в подъезде не горит, не могли бы вы ее ввернуть", приходится объяснять, что попробуйте ее ввернуть сами. Как-то люди воспринимают, что губернатор, особенно новый, особенно молодой, все эти проблемы должен взять на себя", – говорит Никита Белых.
Опустевшая деревня Москва и сотни других эвакуированных сел безмолвными памятниками остаются вдоль дороги, землевладелец Владимир Зиновьев каждый день приходит на свою ГЭС, чтобы когда-нибудь создать на пустой земле зону отдыха, куда будут приезжать туристы. А в самом Кирове люди продолжают искать работу и рассчитывают на новых демократов.
Вот уж действительно город имени товарища Кирова ждет и боится больших изменений. И вроде хочется и царя-батюшку, и демократа, и вообще волшебника, которых щелчком пальцев отстроит заново знаменитые кировские дороги, вернет население в опустевшие деревни и пообещает большое будущее. Оправдаются или нет надежды жителей дотационного региона? Но совершенно очевидно – в Кирове повеяло переменами, которых действительно ждут от новой власти.