В Севастополе отмечают День Черноморского флота России. 13 мая 1783 года корабли Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, на берегу которой императрица Екатерина II повелела возвести город-крепость, южный российский форпост. С тех пор и ведет свой отсчет героическая история Севастополя. Хотя праздник лишь временно уводит на второй план проблемы. Украина то и дело превращает в рычаг политического давления на Россию условия и сроки базирования в Крыму Черноморского флота.
В гимне Севастополя о черноморцах – в каждом четверостишье, ведь город со дня основания – как памятник своему флоту. После рескрипта Екатерины II о присоединении Крыма к России первой к ее новым южным границам отправилась эскадра под командованием Федота Клокачева. 13 мая 1783 года вице-адмирал написал: "Лучшей бухты нежели Ахтиярская во всем свете, кажется, не сыскать. Погони там никакой, одни дельфины в лиманах играют".
С тех пор морские силы на юге России – это Черноморский флот, а город – Севастополь, что в переводе с греческого означает "достойный всяческого поклонения", – имя, на века определившее его судьбу.
Под сводами адмиральской усыпальницы во Владимирском соборе служат во славу тех, чьими имена скреплена летопись флота, – Нахимов и Лазарев, Корнилов и Истомин. Собор, заложенный еще в первую крымскую, достраивал Константин Тон, создатель Храма Христа Спасителя. Владимирский чудом не повторил его судьбу, уцелев и во времена гонений на церковь, и в дни страшных бомбежек, следы которых храмовые стены хранят по сей день.
"На кровле нашего храма находился корректировщик артиллерийского огня, – рассказывает настоятель Владимирского собора протоиерей Алексей. – На северной стороне братского кладбища, на колокольне Свято-Никольского храма, находился немецкий корректировщик артиллерийского огня. Они друг друга, конечно, заметили, и началась дуэль: один наводил на другого огонь своей артиллерии. Наш переиграл".
Владимирский переживет и немецкое наступление. Севастополь держался долгие 250 дней и оккупацию и, конечно, освобождение. 9 мая 1944-го в столицу Черноморского флота пришла Победа.
Взятие Сапун-горы. Гитлеровцы под командованием Манштейна из последних сил цепляются за главную высоту. Через два дня Знамя Победы поднимут над Графской пристанью. Историческая реконструкция повторит те подвиги, но воспроизвести все – вряд ли под силу даже каскадерам.
"Форсировать бухту можно было, казалось, недалеко, около километра, – говорит научный сотрудник музея Черноморского флота РФ Людмила Лесикова. – Плавать умели считаные единицы. Но тут обнаружены были склады с гробами. Гитлеровцы готовили их для своих солдат и офицеров. И вот в этих-то гробах и в крышках, и в днищах форсировали бухту наши воины".
Крупномасштабные маневры в Атлантике, в Средиземном море, патрулирование пиратского Аденского залива – это сегодняшний день флота. За мощь и точность своих ракет у флагманского крейсера "Москва" давно есть еще и прозвище "убийца авианосцев". Как выглядит флагман в мировых портах – теперь снова вспомнили.
"За тот непродолжительный период времени (это 2,5 года) – у меня за плечами уже тот богатейший опыт, который невозможно получить за партой", – говорит старший помощник командира Гвардейского ракетного крейсера "Москва" Алексей Жовтоножко.
Так вряд ли могли сказать те, кто приходил служить в 90-е. Корабли нечем было заправлять, а офицерам – нечем платить зарплату. Сейчас уже целые экипажи укомплектованы контрактниками, а Черноморский флот – самое мобильное стратегическое соединение всего Российского флота.
Нынешняя дата не круглая. Конечно, праздник, но его встречают на службе. У причалов почти нет кораблей, потому что по-настоящему флот живет только в море.