В женевском Дворце Наций в понедельник открывается Конференция ООН по расизму. Она призвана стать продолжением первого такого форума, прошедшего в южноафриканском Дурбане в 2001 году.
На встрече, который продлится до 24 апреля, планируется обсудить проблемы борьбы со всеми проявлениями расизма, ксенофобии, религиозной и любых других форм дискриминации, обсудить ход выполнения Дурбанской декларации и Программы действий по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанных с ними проявлениями нетерпимости.
Но конференция открывается в сложных условиях: ряд стран, в том числе США, Австралия, Нидерланды, Германия, Израиль, Италия и Канада уже отказались от участия в женевском форуме, мотивируя это "опасениями, что он может стать площадкой для антисемитских выступлений и попыток оказать давление на решение межконфессиональных и региональных конфликтов". Тем временем Франция, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявила, что страна будет представлена на конференции ООН на уровне посла. Однако представитель Франции покинет зал заседаний, как и другие присутствующие там европейцы, если президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выдвинет антисемитские обвинения.
Сейчас особую обеспокоенность стран, отказавшихся от участия в форуме, вызывает приезд в Женеву президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Он выступит сегодня на открытии форума, а затем планирует провести отдельную пресс-конференцию. Представители ряда стран Евросоюза высказывают опасения, что он может использовать трибуну форума "для новых нападок на страны Запада".
Верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй заявила, что она "шокирована и глубоко разочарована" решением, в частности, США не участвовать в конференции. "Все разногласия могут быть преодолены в ходе диалога, и отказ от него не может считаться конструктивным", – сказала она.
В свою очередь, Папа Римский Бенедикт ХVI направил приветствие участникам форума и призвал их "к диалогу и поиску взаимоприемлемых решений".
Проект итогового документа конференции готовился долго и трудно. Как стало известно из дипломатических источников, в нем отмечен "определенный прогресс" в реализации решений, принятых в Дурбане, а также обойдены "опасные зоны", связанные с осуждением действий конкретных стран по "диффамации негосударственных религий".