Украинский газовый экспромт удивил не только Москву

Каким будет следующий ход и когда Украина согласится на ревизорские проверки, никто не знает
Об этом стало известно на расширенном заседании Совета безопасности РФ, которое провел Дмитрий Медведев
Причина - соглашение о модернизации газотранспортной системы, которую Киев подписал накануне с Евросоюзом, не спросив Россию, которая эту систему наполняет
Президент Медведев выделил в 2009 году из резервного фонда президента РФ 21,24 миллионов рублей для решение задач Минздравсоцразвития
За те дни, что продолжался газовый кризис, все привыкли, что каждый его день чреват новым поворотом
Каким будет следующий ход и когда Украина согласится на ревизорские проверки, никто не знает
Об этом стало известно на расширенном заседании Совета безопасности РФ, которое провел Дмитрий Медведев
Причина - соглашение о модернизации газотранспортной системы, которую Киев подписал накануне с Евросоюзом, не спросив Россию, которая эту систему наполняет
Президент Медведев выделил в 2009 году из резервного фонда президента РФ 21,24 миллионов рублей для решение задач Минздравсоцразвития
За те дни, что продолжался газовый кризис, все привыкли, что каждый его день чреват новым поворотом
Россия откладывает намеченные на начало апреля межправительственные консультации с Украиной. Причина – декларация о модернизации украинской газотранспортной системы, которую Киев подписал накануне с ЕС. Никто почему-то не спросил мнения России, которая, собственно эти трубопроводы и наполняет.

Россия откладывает намеченные на начало апреля межправительственные консультации с Украиной. Об этом стало известно на расширенном заседании Совета безопасности РФ, которое провел Дмитрий Медведев. Причина – декларация о модернизации украинской газотранспортной системы, которую Киев подписал накануне с Евросоюзом. На определенных условиях ЕС может выделить Украине деньги на расширение пропускной способности ее трубопроводов. Правда, никто почему-то не спросил мнения России, которая, собственно эти трубопроводы и наполняет.

Одно неловкое движение иногда чревато образованием свободного времени. Так случилось с Юлией Тимошенко. На следующей неделе у нее отменилась встреча с Владимиром Путиным. Накануне Украина и ЕС договорились о модернизации украинской газотранспортной системы – в Брюсселе.

В Москве не поняли, что это было. "У нас на следующей неделе запланированы межгосударственные консультации на уровне председателей правительств наших стран для того, чтобы нам определиться с тем, все-таки, каковы последствия принятия этой декларации. Я предлагаю подумать о том, что, может быть, нам перенести эти консультации на какой-то срок для того, чтобы мы разобрались в тех решениях, которые были приняты. Владимир Владимирович, как ваше мнение?" – спросил президент РФ. "В реализации планов развития газотранспортной системы Украины (а для нас это тоже важно) ключевым фактором является объем прокачки газа. Там так и написано. Связывается это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ни откуда этот газ не может взяться, кроме как с территории РФ. С нами этот вопрос никто не обсуждал. Я полностью с вами согласен: для того, чтобы наши межправительственные консультации были продуктивными, нужно предварительно прояснить все эти документы", – ответил премьер. "Значит, такие консультации состоятся после прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны", – подытожил Дмитрий Медведев.

Внятных ответов сегодня ни из Киева, ни из Брюсселя не поступало.

Когда в январе в Москве после изнуряющего газового противостояния Тимошенко подписывала десятилетние контракты, даже намека не было на то, что вместо компании-транзитера "Нафтогаза" появится независимый оператор, что для модернизации газотранспортной системы будут привлекаться кредиты. И где тогда гарантии, что от таких издержек газ для конечных потребителей не станет дороже?

Украинский премьер гарантий не дает, удивляя при этом не только Москву: "Не проиграла Россия, не проиграла Европа. Просто Украина на много десятилетий вперед защитила свою газовую магистраль. Но Россия может также принимать участие в инвестиционных проектах". "Учитывая предбанкротное состояние "Нафтогаза", учитывая, что контракты с Росией подписаны на 10 лет, а любая реструктуризация приведет к расторжению или пересмотру этих контрактов, это значит, что украинская сторона в обычной для себя манере, как это было с МВФ, берет на себя обязательства, которые она не собирается выполнять в надежде на то, что придут какие-то деньги, и они в очередной раз закроют какие-то дыры ", – комментирует ситуацию Инна Богословская, депутат Верховной рады Украины, фракция "Партия регионов".

Но теперь это уже не просто внутриукраинская или российско-украинская дискуссия. Крупнейший итальянский нефтегазовый концерн Eni к переговорам о декларации привлечен не был. И это при том, что получает газ транзитом через Украину. И вот – сегодняшние переговоры в Москве. "Говорить об увеличении поставок в отсутствии поставщика и компаний-покупателей – это просто потеря времени. Кроме того, я теряюсь в догадках: зачем ЕС одновременно и расширение украинской газотранспортной системы, и строительство Северного и Южного потоков. Это не только потеря времени, но и средств. Считаем, что нужно возвращаться к идее международного консорциума", – заявил Паоло Скарони, управляющий Eni. "Благодарим вас за такой подход, который совпадает также и с нашим подходом. Нам представляется, что только во взаимодействии производителя газа, потребителя и транзитёра можно достичь общего результата, который называется по сути "энергобезопасность", – подчеркнул вице-премьер Игорь Сечин, председатель правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса.

Идея консорциума, к которой управляющий Eni предложил вернуться, в 2002-м, казалось, была в шаге от реализации. Москва, Берлин и Киев были согласны вместе курировать газотранспортную систему Украины. Но потом Киев передумал, превратив решение газовой проблемы в ежегодные экспромты. И такое непостоянство дорого стоит. На следующей неделе Тимошенко собиралась лично просить у Москвы кредитные пять миллиардов долларов – чтобы частично, кстати, заплатить за газ. Теперь не получится.