Россия откладывает намеченные на начало апреля межправительственные консультации с Украиной. Об этом стало известно на расширенном заседании Совета безопасности РФ, которое провел Дмитрий Медведев. Причина – декларация о модернизации украинской газотранспортной системы, которую Киев подписал накануне с Евросоюзом. На определенных условиях ЕС может выделить Украине деньги на расширение пропускной способности ее трубопроводов. Правда, никто почему-то не спросил мнения России, которая, собственно эти трубопроводы и наполняет.
Одно неловкое движение иногда чревато образованием свободного времени. Так случилось с Юлией Тимошенко. На следующей неделе у нее отменилась встреча с Владимиром Путиным. Накануне Украина и ЕС договорились о модернизации украинской газотранспортной системы – в Брюсселе.
В Москве не поняли, что это было. "У нас на следующей неделе запланированы межгосударственные консультации на уровне председателей правительств наших стран для того, чтобы нам определиться с тем, все-таки, каковы последствия принятия этой декларации. Я предлагаю подумать о том, что, может быть, нам перенести эти консультации на какой-то срок для того, чтобы мы разобрались в тех решениях, которые были приняты. Владимир Владимирович, как ваше мнение?" – спросил президент РФ. "В реализации планов развития газотранспортной системы Украины (а для нас это тоже важно) ключевым фактором является объем прокачки газа. Там так и написано. Связывается это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ни откуда этот газ не может взяться, кроме как с территории РФ. С нами этот вопрос никто не обсуждал. Я полностью с вами согласен: для того, чтобы наши межправительственные консультации были продуктивными, нужно предварительно прояснить все эти документы", – ответил премьер. "Значит, такие консультации состоятся после прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны", – подытожил Дмитрий Медведев.
Внятных ответов сегодня ни из Киева, ни из Брюсселя не поступало.
Когда в январе в Москве после изнуряющего газового противостояния Тимошенко подписывала десятилетние контракты, даже намека не было на то, что вместо компании-транзитера "Нафтогаза" появится независимый оператор, что для модернизации газотранспортной системы будут привлекаться кредиты. И где тогда гарантии, что от таких издержек газ для конечных потребителей не станет дороже?
Украинский премьер гарантий не дает, удивляя при этом не только Москву: "Не проиграла Россия, не проиграла Европа. Просто Украина на много десятилетий вперед защитила свою газовую магистраль. Но Россия может также принимать участие в инвестиционных проектах". "Учитывая предбанкротное состояние "Нафтогаза", учитывая, что контракты с Росией подписаны на 10 лет, а любая реструктуризация приведет к расторжению или пересмотру этих контрактов, это значит, что украинская сторона в обычной для себя манере, как это было с МВФ, берет на себя обязательства, которые она не собирается выполнять в надежде на то, что придут какие-то деньги, и они в очередной раз закроют какие-то дыры ", – комментирует ситуацию Инна Богословская, депутат Верховной рады Украины, фракция "Партия регионов".
Но теперь это уже не просто внутриукраинская или российско-украинская дискуссия. Крупнейший итальянский нефтегазовый концерн Eni к переговорам о декларации привлечен не был. И это при том, что получает газ транзитом через Украину. И вот – сегодняшние переговоры в Москве. "Говорить об увеличении поставок в отсутствии поставщика и компаний-покупателей – это просто потеря времени. Кроме того, я теряюсь в догадках: зачем ЕС одновременно и расширение украинской газотранспортной системы, и строительство Северного и Южного потоков. Это не только потеря времени, но и средств. Считаем, что нужно возвращаться к идее международного консорциума", – заявил Паоло Скарони, управляющий Eni. "Благодарим вас за такой подход, который совпадает также и с нашим подходом. Нам представляется, что только во взаимодействии производителя газа, потребителя и транзитёра можно достичь общего результата, который называется по сути "энергобезопасность", – подчеркнул вице-премьер Игорь Сечин, председатель правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса.
Идея консорциума, к которой управляющий Eni предложил вернуться, в 2002-м, казалось, была в шаге от реализации. Москва, Берлин и Киев были согласны вместе курировать газотранспортную систему Украины. Но потом Киев передумал, превратив решение газовой проблемы в ежегодные экспромты. И такое непостоянство дорого стоит. На следующей неделе Тимошенко собиралась лично просить у Москвы кредитные пять миллиардов долларов – чтобы частично, кстати, заплатить за газ. Теперь не получится.