В Архангельске работает круглосуточный телефон психологической и социальной поддержки для семей экипажа судна Arctic Sea, пропавшего в Атлантике. Как сообщил диспетчер Архангельской областной службы спасения, где работает "горячая линия", за несколько дней работы на него поступило около 20 обращений. "В зависимости от вопроса, с которым к нам обратились, мы соединяем звонящих с психологом, либо переадресовываем на специальные телефоны для контактов с родными и близкими моряков в медицинских и социальных службах администрации области. К сожалению, никакой информацией о поисках судна мы не располагаем", – сказал диспетчер.
Николай Карпенков, директор компании-оператора сухогруза "Солчарт Архангельск", сказал, что ничего утешительного семьям моряков пока сообщить также не может. "Появившиеся известия об обнаружении судна в Бискайском заливе и заявление финских полицейских властей о требовании пиратов выкупа за судно я прокомментировать не могу, поскольку никакой официальной информации у нас нет", – отметил Карпенков.
15 августа Центральная криминальная полиция (ЦКП) Финляндии подтвердила, что судовладелец Arctic Sea получил требование о выкупе захваченного сухогруза. Выступая в эфире финской государственной телекомпании "Юле", следователь Маркку Ранта сообщил, что "речь о довольно значительной сумме", однако не раскрыл, о какой именно. Ранее СМИ сообщали, что она может составлять 1,5 миллиона долларов. Телекомпания "Юле", ссылаясь на источники, сообщила также, что одновременно с требованием выкупа были высказаны угрозы в адрес российской команды сухогруза на случай, если это требование не будет удовлетворено.
Тем временем, по факту исчезновения Arctic Sea полицейскими органами Финляндии, Швеции и Мальты проводится международное расследование, в котором задействованы правоохранительные органы более 20 стран, с участием также Интерпола и Европола.
В распространенном в субботу в Хельсинки официальном сообщении ЦКП говорится, что сухогруз Arctic Sea был угнан в шведских территориальных водах Балтики 24 июля 2009 года, о чем финская транспортная компания сообщила полиции своей страны. Финские правоохранительные органы, в свою очередь, проинформировали об этом шведских коллег. "Связь между предполагаемым налетом и более поздними событиями еще не установлена", – заявляют в полиции. При этом полицейские подчеркивают, что на первоначальной стадии "никакие публикации не были возможны", поскольку это могло создать угрозу жизни и здоровью людей. "Следствие продолжается, и предоставить никаких других подробностей нет возможности", – заявляют в ЦКП, обещая раскрывать новую информацию о расследовании "по мере того, как это позволят обстоятельства".
О невозможности на данном этапе предоставления общественности какой-либо информации говорится и в официальном заявлении, с которым выступили морские власти Мальты, где зарегистрировано пропавшее судно. При этом они сослались на "создавшуюся ситуацию, усугубленную вымогательством и значительной угрозой жизни и здоровью экипажа".
В субботу с пропавшего сухогруза Arctic Sea неожиданно пришел сигнал, посланный системой определения координат, но затем он вновь исчез. Как сообщило издание "Морской бюллетень – Совфрахт", в этот момент судно находилось в Бискайском заливе у берегов Франции и двигалось со скоростью 10,3 узла. При повторной проверке поймать сигнал не удалось. Ближе всего к месту, откуда он пришел, находился контейнеровоз MSC Donata под панамским флагом. По данным главного редактора издания Михаила Войтенко, речь идет о системе автоматической идентификации судна. "Поступивший сигнал – уникальный и принадлежит только данному судну и никакому другому, – пояснил он в эфире "Вестей". – Он был не менее часа и снова исчез".
Это было далеко не первое подобное сообщение об обнаружении Arctic Sea . В минувшую пятницу появились данные, что судно якобы находится севернее архипелага Кабо-Верде, но они так и не нашли подтверждения. Тогда ИТАР-ТАСС сообщил, что пропавший сухогруз Arctic Sea был замечен службами морского мониторинга НАТО. Однако официальный представитель Альянса не подтвердил эту информацию, а затем последовало опровержение от российского посла на Кабо-Верде. Тем не менее, высокопоставленный военный источник в Брюсселе сообщил, что местонахождение Arctic Sea установлено, но не разглашается по оперативным соображениям. "Его местонахождение известно, однако по оперативным соображениям не может быть разглашено", – заявил он.
Ситуация усугубляется тем, что, по данным лондонского издания The Times, запасы топлива на сухогрузе Arctic Sea уже на исходе. По этой причине, как утверждает издание, судно неизбежно остановится в океанских водах и станет легкой добычей для тех, кто вознамерится его захватить.
Теплоход Arctic Sea вышел 22 июля из Финляндии с грузом пиломатериалов и должен был прибыть в Алжир 4 августа. Связь с ним прервалась 28 июля, когда сухогруз находился у берегов Португалии.
Владельцем теплохода Arctic Sea является мальтийская компания с ограниченной ответственностью Arctic Sea Ltd. Сухогруз приписан к порту Валлетта. Технический оператор судна – архангельская компания "Солчарт Архангельск". Заместитель директора этой компании Иван Бойко заявил, что "ни от судовладельца, ни из других официальных источников не получал известий об определении местонахождения судна или каких-либо контактах с ним".
Вся команда судна – 15 человек – была набрана в Архангельске. В администрации Архангельской области открыт круглосуточный телефон психологической и социальной поддержки для родственников и близких членов экипажа пропавшего судна.