Пока Генплан Москвы не попал на утверждение в Мосгордуму, остается возможность внести в него свои предложения и замечания. Одно из таких предложений - запретить строительство высотных домов свыше 50 метров в историческом центре города - прозвучало на столичном правительстве. Главный градостроительный документ предусматривает строительство несколько десятков таких высоток.
Генплан Москвы предусматривает строительство 60 высотных зданий. Возвести их обещают по периметру Москвы, а не в историческом центре. Здесь же предусмотрена только реконструкция. Но, видимо, у зампредседателя Контрольного комитета Москвы Раиса Ахмадиева были основания сомневаться в том, что реконструкция не превратит историческое здание в новодел, и не добавит ему лишних этажей.
"Для исторической части города предлагаем установить предельную, достаточно низкую высотность - до 50 метров", - предложил Ахмадиев.
Чиновники столичного правительства, которым после общественных слушаний еще долго предстоит разбираться с жалобами и предложениями москвичей, эту инициативу проигнорировали. В Мосгордуме же, куда вскоре документ должен поступить на утверждение, предложение было услышано. Но отношение к нему разное. Депутат Евгений Герасимов считает, что с помощью небоскребов можно решить проблему жилья.
"Если будет уникальный проект, его нужно рассматривать. Когда-то в Советском Союзе появились сталинские высотки. Поэтому нужно понимать функциональность их. Наша задача - сбалансировать строительство инвестиционных проектов жилых домов для того, чтобы москвичи имели возможность получить жилье", - поясняет Герасимов.
Между тем, депутат Евгений Бунимович согласен ввести ограничения на строительство высотных зданий, только сделать это будет крайне сложно. Слишком сильно, по его словам, строительное лобби
"Конечно, с помощью высотности можно решить проблемы социального жилья в Москве. Только не нужно иллюзий, за все эти годы, которые я работаю в Московской городской думе, я не видел, чтобы социальные проблемы решались за счет зданий в центре Москвы. Есть такие исключения, но они редки", - считает Бунимович.
Несмотря на то, что предложенная мера по замыслу Раиса Ахмадиева должна сохранить то, что еще осталось от исторического облика города, руководитель Центра современной архитектуры Ирина Коробьина твердо уверена в том, что запрет, напротив, развяжет строителям руки.
"Я считаю, что нужно наложить мораторий на новое строительство в пределах Садового кольца. Такие меры, как ограничения, да еще 17-ю этажами, они совершенно не спасут и не спасают Москву, наоборот, как бы обозначают возможность строительства 17 этажных зданий, они закрепляют эту тенденцию утраты московским центром своего исторического масштаба, своего наследия", - поясняет архитектор.
Член экспертного совета при главном архитекторе Москвы, академик Алексей Клименко, напротив, не так категоричен. Запрет - это всегда палка о двух концах.
"Средневековое представление было о том, что нельзя делать выше Ивана Великого даже колокольни, даже храмы. Ограничения такого рода вовсе не представляются бесспорными. Конечно, дома всяких нуворишей, чтобы они торчали посреди города, вроде этого "Патриарха" или "Имперского дома", конечно, это безобразие. Такой "Имперский дом" унижает расположенный рядом храм Ивана Воина", - говорит академик.
По словам Алексея Клименко, оптимально, если решение по каждому дому в центре города будет приниматься индивидуально, как это делается в Европе, где существует целая наука по освоению городских территорий - урбанистика. У нас ничего подобного нет.