Сигнал SOS в очередной раз прозвучал в понедельник из Тольятти – руководство "АвтоВАЗа" провело пресс-конференцию, на которой рассказало о бедственном положении автогиганта. Менеджмент предлагает спасать завод на деньги госбанков, а также за счет сокращения почти четверти сотрудников.
Топ-менеджеры "АвтоВАЗа" провели в понедельник пресс-конференцию, на которой без прикрас обрисовали положение, в котором оказался тольяттинский автогигант. В целом картина довольно безрадостная – общий долг предприятия может вырасти к концу года до 75,2 миллиарда рублей, годовой убыток превысит миллиард долларов (31 млрд рублей). В то время как на складах пылятся без малого 60 000 новеньких "лад", завод платит зарплату почти 22-м тысячам сотрудников, которые ему временно не нужны.
"АвтоВАЗ" тонет в долгах
Наиболее острая из стоящих перед предприятием проблем – проблема долга. Как рассказал журналистам недавно сменивший Бориса Алешина на посту президента компании Игорь Комаров, основной долг ОАО "АвтоВАЗ" по РСБУ на 1 октября 2009 года составляет 62,061 млрд рублей, и, по прогнозам, по итогам 2009 года он может достичь 75,201 млрд рублей. Только на выплату процентов по кредитам (ставка составляет от 17,5 до 19% годовых) в октябре уйдет 770 миллионов рублей. 25 миллиардов рублей из суммы долга приходится на заем у компании-совладельца завода, "Ростехнологии", остальное "АвтоВАЗ" должен Сбербанку и ВЭБу.
Как заявил на пресс-конференции исполнительный вице-президент "АвтоВАЗа" по финансам и корпоративному управлению Олег Лобанов, в случае, если заводу не удастся реструктуризовать долги, не исключается его банкротство. Сделано это будет, по словам Лобанова, не ради остановки предприятия, а с целью защиты его от кредиторов. "Если других вариантов не удастся реализовать, то нам другого ничего не останется", – сказал он.
Впрочем, топ-менеджеры еще надеются реструктурировать задолженность. Кредиторам сделали "заманчивое" предложение – потратить 50 млрд рублей на выкуп облигаций завода, которые затем можно будет конвертировать в его акции. По словам Лобанова, 38 млрд рублей из этих средств необходимы компании на реструктуризацию долга, еще 12 миллиардов рублей – на пополнение оборотных средств. В будущем, добавил Комаров, успешная реализация производственной программы должна повысить доходы завода, вывести его на безубыточность и, таким образом, позволить вовремя обслуживать основной долг и выплачивать проценты.
Временно лишние
Другая проблема "АвтоВАЗа" – избыточные работники. По словам Игоря Комарова, по состоянию на 15 октября на предприятии работает 96,2 тыс. сотрудников, из которых "временно избыточная" численность персонала составляет 21,773 тыс. человек. Из них – 7,4 тыс. трудоспособного возраста, 5,3 тыс. человек – предпенсионного возраста, 9 тыс. – пенсионного. Любопытно, что по данным на 1 июля на "АвтоВАЗе" числились 102 тысячи работников, таким образом, "антикризисные" увольнения оставили уже 6 000 человек. Комаров сообщил, что все эти люди ушли на пенсию по возрасту, однако не уточнил, насколько добровольным был их уход. Стоит отметить, что широко обсуждавшееся в прессе сокращение 5 000 работников завода еще не произошло – оно состоится лишь 14 декабря.
Президент автогиганта уверяет: "избыточность" персонала – явление временное. Если ВАЗу удастся разобраться с долгами, а затем найти деньги на финансирование программы развития, то уже к 2012 году многих из работников можно будет пригласить обратно. О том, чем их планируется занять, рассказал вице-президент компании Юг Демаршелье.
По его словам, компания намерена к 2012 году наладить выпуск нового бюджетного седана на базе платформы Lada Kalina. Эта машина должна прийти на смену морально устаревшей сильнее "Калины" "классике". Параллельно с этим материальное воплощение должно получить сотрудничество "АвтоВАЗа" с французской Renault. На базе Renault Logan в Тольятти надеются в 2012-2013 годах начать производить универсал с тремя рядами кресел с условным названием Lada RX-90. В целом "АвтоВАЗ" надеется увеличить выпуск автомобилей в полтора раза.
Суждено ли сбыться этим планам? Ответ на это вопрос, возможно, дадут 10 ноября. В этот день первый вице-премьер Игорь Шувалов проведет совещание, на котором рабочая группа правительства представит перспективный план развития автопрома страны в целом и "АвтоВАЗа" в отдельности. Среди задач, которые должны быть решены в среднесрочной перспективе, – вывод "АвтоВАЗ" на безубыточный уровень, решение проблем с занятостью высвобождаемых сотрудников, а также урегулирование ситуации с задолженностью предприятия. На этом же совещании, как сообщил в понедельник Лобанов, будет определен способ реструктуризации долга "АвтоВАЗа".