Я понимаю, очень многим (в частности, мне самому) уже давно надоела украинско-газовая тема. Когда после недавней встречи премьеров России и Украины стало похоже, что на этот раз обойдётся без привычного скандала, все страшно обрадовались - не только потому, что помнят таковых скандалов разрушительность, но и потому, что возникла надежда: хоть один Новый год слушать новости о чём-нибудь другом. Почти не важно о чём, только не опять об этом.
Так вот, понимая и разделяя общую усталость от этой темы, я решаюсь снова привлечь к ней ваше внимание, ибо там произошло нечто, доселе не виданное. Сенсация. Состоит она в том, что впервые Украина услышала от Европы слова, по сути, ничем не отличающиеся от слов, которые ей говорит Москва.
В конце прошлой недели в Киеве прошёл очередной саммит Украина - ЕС. Как и всё, что происходит сейчас у наших соседей, для украинской стороны это событие было отчётливо предвыборным. Президент Ющенко лишний раз напомнил публике, что вся политическая свара в стране объясняется исключительно борьбой за выбор пути Украины: пути европейского, за каковой твёрдо стоит он, Ющенко, и пути колониального, на который страну пихают все его оппоненты. То есть, понимайте, громадяне: когда саммит победно подтвердит успех европейского выбора, он тем самым призовёт вас голосовать за Ющенко.
Всё бы, возможно, так и вышло, да только саммит с ЕС никаких успехов на пути евроинтеграции наших соседей не подтвердил. И даже наоборот. Киеву ясно дали понять: приёма в Евросоюз в обозримом будущем можно не ждать. Причём дали понять, на мой вкус, вполне по-иезуитски. Мол, по неофициальной традиции расширение Евросоюза происходит группами. И чтобы когда-нибудь потом в будущем Украина смогла стать членом ЕС, ей следует найти партнёра и образовать с ним группу. Стороны, похоже, договорились, что таким партнёром для Украины становится Молдавия, - а это само по себе означает, что серьёзными переговоры о вступлении станут нескоро. Во всяком случае, никак не раньше, чем будет так или иначе решена проблема Приднестровья, а этого уж точно не случится в близкой перспективе.
Впрочем, всё это, во-первых, не очень прямо нас касается, а во-вторых, никоим образом не новость. Что Евросоюз до сих пор ума не приложит, как пережить плоды предыдущего поспешного расширения, а потому заведомо не будет спешить вбирать в себя ещё и Украину, уже давно знали все - включая и чрезвычайного европейца Ющенко.
Сенсацией стало то, что представители ЕС на этом саммите позволили себе сказать вслух. Даже на торжественном открытии при всей прессе Баррозу сказал, прямо обращаясь к Ющенко: "Нам очень часто кажется, что обещания Украины о реформах выполняются лишь частично. Обязательства, взятые вами, только отчасти соблюдаются, а слова не всегда сопровождаются действиями".
По сведениям "Коммерсанта", позднее - без прессы - европейцы уточнили свои претензии. В частности, Киев укорили в полном бездействии по выполнению обязательств, взятых на Брюссельской конференции по модернизации их газотранспортной системы. Мы-то здесь всегда понимали, что Киев ничего делать и не собирался. Там, в Брюсселе, украинцам было важно щёлкнуть по носу Кремль: мол, мы не допустим вас к нашим газопроводам - после чего, по их мнению, обо всём остальном должны уже заботиться европейцы. Не забывая вовремя подсыпать галушек и подливать сметаны. Теперь эту нехитрую мысль, кажется, поняли и европейцы. И вот на обсуждаемом саммите они - устами премьера председательствующей сейчас в ЕС Швеции - впервые сказали вслух, что, по крайней мере, часть вины за срывы поставок газа несёт украинское руководство. И прямо предупредили киевскую верхушку о недопустимости новых газовых конфликтов с Россией.
В контексте предстоящих выборов эти речи однозначно трактуются как ещё одна чёрная метка президенту Ющенко. В августе президент России письменно сообщил ему, что дела с ним вести невозможно. Теперь, по сути, то же самое ему в глаза сказали лидеры Евросоюза. Сумма двух вотумов недоверия уже твёрдо означает, что второго срока у Ющенко не будет - и едва ли кто особенно расстроится. Тут смущает другое: оба реприманда - и с Запада, и с Востока - в нынешних условиях означают не только удар по Ющенко, но и поддержку Тимошенко. Про Брюссель судить не берусь, но Москва - не слишком ли рискует, ставя на эту чемпионку популизма, не раз доказавшую, что никак не превосходит Ющенко по договороспособности? Некоторое успокоение можно найти в простом соображении: Ющенко после Майдана очень скоро оказался в кольце врагов - бывших союзников; с Тимошенко весьма вероятна та же метаморфоза. Посмотрим.