Телеканал "Россия" готовится к большой, многообещающей премьере. Многосерийный художественный фильм "Исаев" – о молодых годах легендарного литературного героя, разведчика Всеволода Владимирова. Это потом он станет известен как Максим Максимыч Исаев и Макс Отто фон Штирлиц. Это не продолжение знаменитых "Семнадцати мгновений весны". Это начало. Первые серии – на телеканале "Россия" в воскресенье, 11 октября, в 21:30.
Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт и режиссер Сергей Урсуляк - команда, которая подарила зрителям незабываемую "Ликвидацию". О самом настоящем, о человеческих судьбах, о революциях, пороках и главное, о щемящем душу патриотизме. И этот фильм – "Исаев".
"Это кино про молодые годы Всеволода Владимирова, который стал Максимом Исаевым, а впоследствии Штирлицем. Это первый роман Юлиана Семенова, в котором действует Исаев, "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и второй роман "Пароль не нужен", который является продолжением первой части. Есть еще маленькая повесть "Нежность". Все они были включены в экранизацию. Всего получилось восемь серий по первой части романа, восемь по второй и повести. Заканчивая эту картину, я вдруг понял, какое это было счастье – снимать кино и как мне хочется этого еще", – отметил Урсуляк.
Изначально фильм планировали снимать семь съемочных месяцев, но для воссоздания исторической подлинности тех лет понадобилось еще полгода, 600 образцов гражданской одежды, полтысячи удостоверений 20-30-х, газет, банкнот, афиш. Только для главного героя Максима Исаева (его сыграл Даниил Страхов) собрали 12 оригинальных костюмов и даже арендовали на "Мосфильме" два легендарных ретро-автомобиля – ленинский Rolls-Royce и Russo-Balt, чтобы кино получилось настоящим.
Группа объездила практически всю страну. Только на ярославских улицах удалось отыскать неповторимый колорит Москвы 20-х годов... Это стоило и денег, и времени. Но на "Исаева" не жалели ни того, ни другого: это, пожалуй, самый дорогой и многообещающий проект телеканала "Россия". И только по формальному признаку – сериал. Снимали полнометражный художественный фильм.
"В сценарии написано, что действие происходит в Таллине, то есть лучше снимать в Таллинне, а не в Подмосковье. У меня были такие возможности финансовые, слава Богу, и поэтому мы позволили себе поехать туда, – рассказывает режиссер Сергей Урсуляк. – Мы не добрались до Владивостока, который тоже есть по сценарию. Но вместо него у нас был Севастополь, "загримированный" под Владивосток".
Всё старались снимать на натуре. Пришлось разбудить и сонный Таллинн. Закрасить приметы современности. В кадре должна быть та самая буржуазная и недружественная нам Эстония образца 1921 года. Но фильм – не про советскую и не про антисоветскую власть. Это история молодого разведчика, который оказался между двух воюющих сторон.
"Он просто не так "застроен" своими бедами и проблемами, которые читаются в глазах бесконечно талантливого Вячеслава Васильевича Тихонова, – поясняет Даниил Страхов. – Он – еще мальчишка, он еще может ошибаться, он еще только влюбляется на глазах у зрителей".
Но даже в голосе молодого Исаева уже заметны стальные нотки, а в делах и поступках – непоколебимая уверенность будущего великого разведчика. И хотя режиссер и исполнитель главной роли говорят, что не надо сравнивать их Исаева и Штирлица из "Семнадцати мгновений", оба признаются: всё равно пришлось отталкиваться от того образа.
"Образ Исаева, конечно, сроднился с образом Вячеслава Васильевича Тихонова, – констатирует Сергей Урсуляк. – Конечно же, в чем-то главном, я думаю, что мы шли от этого образа. Мы не пытались подражать ему. Но в выборе актера и в манере игры Даниила Страхова, конечно же, мне приходилось это учитывать".
И, наверное, поэтому в "Исаеве" – предостаточно отсылок к тому, лиозновскому фильму, ведь, по сути, это одна и та же история – самое ее начало. И вполне возможно, что скоро подобное бессмертному – "Штирлиц, а вас я попрошу остаться!" – дополнит какая-нибудь фраза из "Исаева".
"Там есть настоящее. Вот из-за этого нужно обязательно смотреть это кино, – говорит исполнитель роли графа Воронцова в фильме "Исаев", заслуженный артист России Михаил Пореченков. – Мне кажется, что там есть душа. А это так редко попадается в нынешнем кинематографе".
У Михаила Пореченкова роль неглавная, но что может быть главнее судьбы несломленного русского офицера, графа Воронцова, чьи ценности, поступки – это движущая сила картины.
Телесага, исторический боевик, детективно-романтическая драма – в этой картине Сергея Урсуляка, снявшего уже ставшую народной "Ликвидацию", отразились не только характеры того времени.
Кому-то может показаться, что телесериал "Исаев" – это попытка Сергея Урсуляка заглянуть "за подкладку" другого грандиозного сериала "Семнадцать мгновений весны", но, похоже, получилось совершенно самостоятельное кино, с самодостаточным, и как оказалось, непохожим ни на кого актером Даниилом Страховым и его собственным, изящно вылепленным, но только очень молодым Максимом Максимовичем Исаевым.
"Пытаться скопировать его органику было бы просто глупостью, – рассуждает Даниил Страхов. – Это невозможно было сделать. У меня – своя органика, свой темперамент, свое, надеюсь, обаяние".
Никто и не сомневался, что выбор Страхова на роль молодого Штирлица – это, пожалуй, выбор лица картины. Кстати, лиц звездных, узнаваемых, в "Исаеве" много. К примеру, исполнитель роли Марейкиса в фильме "Исаев" – Андрей Мерзликин. "Впервые в жизни мне пришлось делать такое – протыкать стеклом самому себе горло, – рассказывает он. – То есть зрителя ждет очень хороший такой киноэффект".
Вот и Ксения Раппопорт – в каком-то совершенно особенном для себя амплуа ресторанной певицы, но – как и всегда – бесконечно естественная и необычайно женственная, сыграла она на одном дыхании. "Когда я прочитала сценарий, мне показалось, что он и моя героиня – без какого-то конца, и я сказала об этом Урсуляку. Хорошо, сказал он, мы ее убьем, и ее убили, бедную", – рассказала актриса.
По признанию Урсуляка, "Исаев" для него картина просветительская – в первую очередь, для подрастающего поколения. Музыка Микаэла Таривердиева, стихи Марины Цветаевой и многое другое "наше все", но немного позабытое. "Надо, чтобы ее посмотрели много людей, и чтобы это в них нашло какой-то отклик", – отмечает Сергей Урсуляк.
Этот фильм построен на жизненной истории, человеческой страсти, любви и ненависти, как и любой другой, но, пожалуй, для такого жанра как сериал "Исаев" получился уж больно глубоким. 16 серий, которые до конца не видел и сам режиссер Сергей Урсуляк. Но он все же надеется, что посмотрит свой фильм от начала до конца уже со зрителями телеканала "Россия".
Даниил Страхов добавил: "Я получил огромное наслаждение от материала, от партнеров, от режиссера, от операторской группы и от возможности в наше бурное искусительное время в течение года заниматься только одним. Это большой кайф для артиста, которого разрывают на проекты".
Ведь очевидно, "Исаеву" в любом случае придется тягаться со Штирлицем. В первую очередь, в восприятии зрителя. Человек-легенда возвращается: он помолодел, ему немногим за двадцать. И эта шестнадцатисерийная телесага по романам Юлиана Семенова под музыку Таривердиева, определенно, дополнит и разукрасит образ того, всем известного Отто фон Штирлица. История юного, но уже дерзкого Максима Исаева, чекиста-нелегала в тылу белых – это исторический детектив. И в тоже время – драма.
"Это очень сложный материал, очень сложный момент, когда ты замахиваешься на любое соприкосновение с фильмом "Семнадцать мгновений весны", – признаётся Андрей Мерзликин, исполнитель роли Марейкиса.
"Это будет, как мы говорим, бомба. Ну, это обязательно, это – бомба. Эту картину нужно смотреть, нужно слышать, нужно видеть, нужно понимать. Потому что это тонкая, очень серьезная и прекрасная работа", – убеждён Михаил Пореченков.