130 дней плена, 4000 морских миль, 20 моряков. Украинский сухогруз "Фаина", захваченный пиратами и освобожденный за 3 миллиона долларов, вошел в кенийский порт Момбаса, куда он и направлялся из порта Октябрьск. Швартовка несколько раз откладывалась, но сейчас экипаж уже на суше.
Время прихода "Фаины" переносили несколько раз. Ее скорость из-за поломки главного двигателя была всего три узла. Навстречу судну вышел кенийский военный корабль, с воздуха ситуацию контролировали вертолеты. Если бы такая охрана у "Фаины" и ее экипажа была в свое время у берегов Сомали, захвата могло вообще не случиться.
Сейчас, когда Фаина уже в нескольких десятках метров от берега, мы впервые видим это судно освобожденным. Последние ее фотографии были сделаны с американского военного корабля, который блокировал ее в то время, как "Фаина" находилась под контролем пиратов. Сейчас судно вместе с экипажем на пути к причалу номер 5. Это тот момент, которого моряки ждали слишком долго – 134 дня.
На причале при жаре в 42 градуса – сотни людей: большая украинская делегация, министр обороны Кении и множество журналистов. Как только трап установлен, команда спускается, и сразу минута молчания в память о капитане Владимире Колобкове, который скончался от сердечного приступа, когда моряки были в плену. Затем – много официальных речей, только в самом конце дают выступить исполняющему обязанности капитана. Виктор Никольский говорит очень кратко. "Просят сказать несколько слов по-русски. Дорогие земляки, мы вернемся домой живыми и невредимыми. Спасибо всем, кто принимал живейшее участие в нашем освобождении", – говорит Виктор Никольский, исполняющий обязанности капитана сухогруза "Фаина".
Кроме Никольского, в составе экипажа еще один российский гражданин – Антон Тарасов. Их интересы в Момбасе представляют российские дипломаты. Но главная их задача – все же обеспечить доставку в Россию тела Владимира Колобкова. Украинская сторона отказалась взять гроб на борт чартера, которым освобожденных экипаж вечером вылетит в Киев. "Понимаете, мы очень устали. Очень, чрезвычайно устали. Вы должны это понимать. Сейчас произойдет смена, короткий медицинский осмотр. После этого мы сдаем дела вновь прибывшему экипажу и улетаем", -говорит Виктор Никольский.
- Как себя чувствует экипаж?
- Об этом скажет медицинский осмотр. Больных у нас нет, все здоровые.
- Как вы продержались?
- А вот так мы и продержались. Сами удивляемся, как. И если бы о нас не помнили, мы бы не были здесь.
Все формальности на этом были завершены – новый экипаж должен был вскоре подняться на судно. Кенийские власти в четверг вечером начнут его разгружать, по крайней мере, частично. На борту – танки, гранатометы и стрелковое оружие. Они, как утверждают украинские власти, предназначены Кении. Спецрейс в Киев должен вылететь уже вечером. Если россияне полетят вместе с остальными членами экипажа, уже из украинской столицы они отправятся в Санкт-Петербург.