Израиль мог бы жить в мире, но только не в нынешней ситуации. Такое заявление в понедельник вечером сделала министр иностранных дел страны Ципи Ливни. В свою очередь ХАМАС готовится начать третью интифаду и грозит израильским лидерам уничтожением. Чем на этот раз конфликт (ФОТО) может обернуться для всего Ближнего Востока?
Определение "тяжелая ситуация" мало что объясняет. Ни одна из конфликтующих сторон не может всерьез рассчитывать на военную победу, зато обе несут тяжелые политические потери. Аргументация и тех, и других почти одинакова, как и лозунг "Мы хотим мира, потому будем стрелять".
Договоренности о переговорах, международные мирные инициативы, которых в истории палестино-израильского конфликта было немало, в очередной раз – под угрозой срыва. "Уже появились оценки в регионе – как в Израиле, так и в арабских странах, и среди палестинских организаций – касательно того, что процесс, начатый в Аннаполисе, теперь мертв, ситуация перешла уже в силовое русло, – сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. – Мы с такими оценками категорически не согласны. Курс на прямые переговоры между Израилем и палестинцами в контексте выхода на всеобъемлющее урегулирование с участием и Сирии, и Ливана, абсолютно безальтернативен".
Арабский мир консолидировался, что было предсказуемо. Предсказуемы и последствия такой солидарности. В подтверждение этому – слова Махмуда Ахмадинежада – президента Ирана: "Нужно подать иски в международные суды на руководителей Израиля. Они – военные преступники, которые убивают людей. Это нужно сделать в течение этой недели. Необходимо послать официальный документ, где будут перечислены имена всех этих "волков".
В свою очередь президент фонда "Политика", исполнительный директор правления фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов прокомментировал ситуацию так: "Все арабские страны выразили протест. Во всех арабских столицах призвали дать ответ Израилю. Явно набирает очки ХАМАС, от которого требуют действий против Израиля. Я бы не исключил эскалации".
Однако не все арабские страны готовы безоглядно втягиваться в новый виток конфликта. И дают понять: если Израиль прекратит обстрелы, то поддержка ХАМАС, в том числе и международная, сильно ослабнет. Внутри Палестины на фоне взрывов именно у ХАМАС – политическая инициатива, а потому призыв официального палестинского лидера Махмуда Аббаса вернуться к перемирию малоэффективен.
Внутренний палестинский раздрай был запрограммирован еще во время поспешно организованных выборов под американским патронатом, тех самых выборов, на которых в результате демократической процедуры победил радикальный ХАМАС. "Последствия – раскол Палестины на две части. Западный берег – под контролем "Фатх", Газа – под контролем ХАМАС. Отсутствие единства в политической элите толкает ее на конфронтацию между собой и соседями", – считает председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.
"Аббас, как признанный представитель палестинского народа не достигнет успеха, если не будет ощущать поддержку всех палестинцев, – добавляет Сергей Лавров. – Именно поэтому мы работаем в пользу того, чтобы наладить контакт между ХАМАС и "Фатх".
Очевидно, что ХАМАС сейчас действует по принципу "чем хуже, тем лучше". В том же русле – его ближайший союзник ливанский "Хезболла". Лидер исламской организации шейх Хасан Насралла призвал Египет открыть границы для помощи оружием палестинцам, читай "воюющему ХАМАС". Израиль призывает резервистов и готовит наземную операцию. ХАМАС обещает убить министра обороны Израиля Эхуда Барака и главу МИД Ципи Ливни. Глава политбюро этой организации Хасад Машааль 3 дня назад заявил: "Призываю осуществить третью интифаду. Сопротивление продолжится посредством боевиков-самоубийц". Правда, сегодня он же говорил о готовности заключить перемирие с Израилем. Что это – смягчение позиции или пропагандистский трюк? Пока можно только гадать.