Президент Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову принять все меры для поиска сухогруза Arctic Sea и, если будет необходимо, для освобождения его экипажа. Судно, следовавшее из Финляндии в Алжир, бесследно пропало две недели назад. На его борту – 15 российских моряков и лес стоимостью почти два миллиона долларов. Британские СМИ сообщили о том, что судно было захвачено. Кто и каким образом мог атаковать крупный сухогруз в хорошо охраняемых европейских водах?
Сын Александра Дащения Олег на Arctic Sea работает третьим механиком. Александр Савельевич и сам – бывший моряк, и поэтому просто не понимает, как так абсолютно бесследно мог пропасть целый сухогруз с лесом и пятнадцатью членами экипажа: "Я много лет возил лес, и эту ситуацию очень хорошо знаю. Если бы даже судно утонуло, лес бы плавал по всей поверхности океана".
Если бы судно тонуло, то экипаж по крайней мере успел бы подать сигнал бедствия. Но ничего такого не было. Молчит система идентификации судна, которая беспрерывно, в автоматическом режиме должна передавать координаты. Молчат мобильные телефоны моряков. Их родственникам только и остаётся, что искать ответы в компании-нанимателе сухогруза. "Сейчас нас интересует только одно: где находится пароход, и где находится экипаж. Нам сказано, что все живы и здоровы, а пароход – ищем", – говорит Елена Зарецкая, супруга капитана Arctic Sea Сергея Зарецкого.
Четвертого августа идущий из Финляндии Arctic Sea должен был прибыть в алжирский порт Беджайя. Пропало судно 28 июля. Тогда же стало известно, что возле берегов Швеции на сухогруз напали неизвестные. Подплыли на моторной лодке. Представились полицейскими. Потом связали экипаж и 12 часов что-то искали на судне. После чего вроде уплыли.
И вот сегодня английские СМИ со ссылкой на береговую охрану Великобритании и Интерпол сообщили, что как раз тогда в водах Балтики сухогруз был захвачен. Примерно так же, как это делают сомалийские пираты. Вот только пиратских атак в европейских водах не было 60 последних лет.
После того налёта члены команды абсолютно свободно по мобильным телефонам общались с родственниками. Конечно, им могли разрешать звонить домой, чтобы раньше времени не поднимать шум, а когда того потребовала ситуация – сознательно отключить все системы связи.
И всё это – явно не из-за леса и самого судна. "Там был какой-то груз. Какой – мы не знаем. Кто-то (кто – мы не знаем) хотел его отправить куда-то. Куда – мы тоже не знаем. Но, очевидно, через Алжир. И вот получается, что ещё кто-то, третья какая-то сторона, была настолько против этого, что пошла на такую операцию", – считает Михаил Войтенко, главный редактор сетевого издания "Морской бюллетень – Совфрахт".
За эту версию говорит и тот факт, что по данным испанских властей, Гибралтарский пролив Arctic Sea не пересекал. А значит, судно отклонилось от курса.
К активным поискам сухогруза приступили Военно-морские силы России. "В настоящее время к поискам привлечены корабли Военно-морского флота, находящиеся в Атлантике. Задействованы все средства обнаружения, включая космические", – сообщил Алексей Кузнецов, пресс-секретарь министра обороны РФ.
Искать Arctic Sea будут со спутников. Ведь зона поиска – просто огромная. Чисто теоретически, при средней скорости в восемь узлов, благоприятной погоде, достаточных запасах топлива и провизии, сухогруз за те две недели, что прошли с момента пропажи, может находиться в тысячах километров от Португалии – у берегов Центральной Африки или даже достичь побережья Северной Америки.