Завершается работа МАКС-2009. Когда авиасалон закончится, самолеты и вертолеты уступят место строительной технике. Решено, что здесь, в Жуковском будет база для самых крупных российских выставок. Так что у следующего МАКСа будет уже совсем другой облик.
Они должны были стать гвоздем салона – "Русские витязи" в едином строе со "Стрижами". Они не пропускали авиасалоны МАКС с 1993 года. Но этот МАКС стал черным для пилотажников из Кубинки.
В небо над Жуковским на авиасалоне смотрели с печалью. Но жизнь продолжается, и продолжается работа – переговоры, контракты, пресс-конференции. Вот французская делегация подписывает договор на поставку двигателей для обновленного вертолета Ми-34. "Сегодня мы имеем уже несколько заявок, в том числе из арабского региона, на Ми-34. И теперь перед нами стоит задача в кратчайшие сроки сделать машину серийно производимой, что, я думаю, с нашими партнерами из Франции удастся", – говорит Андрей Шибитов, генеральный директор ОАО "Вертолеты России".
У Ми-34 задача непростая – вытеснить с российского рынка иностранные аналоги. "В вертолете идет борьба за каждый килограмм веса, и мы действительно представляем очень хорошо оформленные двери", – рассказывает Дмитрий Родин, директор проекта "Восстановление серийного производства вертолета Ми-34".
Пластиковые детали облегчают, приборы помогают начинающему пилоту и его инструктору, компактный двигатель увеличивает багажник. "Это тот двигатель, который используется в промышленной эксплуатации и, следовательно, тогда, когда вертолет используется для обучения, пилоты, пересаживаясь с этого вертолета как учебного на используемый в практике, не переучиваются. Они работают на том же самом типе двигателя, на котором их обучали", – продолжает Родин.
У "Вертолетов России" на этом авиасалоне в активе – подписанный контракт на экспорт 20 машин класса Ми-17 в Эмираты. Вообще, ближневосточные гости – всегда здесь самые дорогие. Где еще можно воочию увидеть всю линейку российской военной техники? Поэтому в павильонах тут – смесь английского с хинди, арабским, португальским. Но проще все же жестами.
МАКС принял эстафету у Ле Бурже: подмосковный авиасалон тоже прошел под знаком Superjet'а. Генеральный директор ОАО "Компания "Сухой", генеральный директор ОАО "РСК "МиГ" Михаил Погосян впервые показывает самолет таким, каким его увидят пассажиры. Салон – американский, кабина – французская. Пока. "В перспективе нам удобнее иметь дело с российскими поставщиками. Мы всячески приветствуем процесс локализации и переноса из-за рубежа производства ряда агрегатов и компонентов в Россию или ближе к России. Потому что с одной стороны – снизить себестоимость самолета, а с другой – сократить цикл транспортировки", – поясняет Погосян.
На авиасалоне объявили: в этом самолете отечественного будет уже больше. МС-21 – это заявка на выход в высшую лигу. Авиастроители уверены: Россия должна стать конкурентоспособным игроком на рынке ближнее- и среднемагистральных лайнеров. "Мы закладываем в него такие требования, чтобы он был примерно на 10% более эффективный, чем современные "Эйрбасы" и "Боинги", которые сейчас выпускаются. Он должен быть более удобным в эксплуатации, он должен быть более комфортным для пассажиров", – подчеркивает Алексей Федоров, президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".
На деле это будет выглядеть так: просторный салон, объемные багажные полки, мультимедийные развлечения. Достойная замена уходящему в прошлое Ту-154. Авионика – то есть приборы пилота, – скорее всего, будут российского производства. Продукцию холдинга "Авионика" можно рассмотреть в деталях только на выставке, потому что ставят эти приборы на новейшие, а значит, секретные военные самолеты и вертолеты.
Российская авионика в гражданском исполнении – кабина Ан-148. Этот самолет российской сборки стал бестселлером нынешнего МАКСа – что ни день, то сводки о подписанных контрактах. Быть может, Ан-148 пополнит парк новой авиакомпании "Росавиа", входящей в структуру корпорации "Ростехнологии". Её генеральный директор Сергей Чемезов говорит: "Вот сегодня мы вручили мировым производителям самолетов наши пожелания, что мы хотели бы приобрести, так называемое RFP по-английски, в котором говорится, что мы хотели бы купить 65 узкофюзеляжных самолетов".
Базовый аэропорт для "Росавиа" пока выбирают – это будет Пулково или Внуково. А база для самых крупных российских выставок – уже решено – будет здесь, в Жуковском. Когда МАКС закончится, самолеты уступят место строительной технике, а вскоре тут появятся и танки. "Это будущий полигон, который поможет нам демонстрировать все образцы техники – военной и гражданской – именно в динамике. А это вот вы видите основные павильоны. В этом павильоне будет постоянно действующая выставка сухопутных войск, то есть круглый год делегации будут приезжать сюда, смотреть образцы техники, проводить переговоры", – рассказывает Владимир Власов, генеральный директор ОАО "ТВК – Россия".
Испытательная база авиационных КБ никуда не денется, Жуковский будет по-прежнему центром авиастроения. Но аэродром "Раменский" теперь станет и главной выставочной площадкой страны – со всеми вытекающими последствиями. Сделают монументальные павильоны, проведут дороги, упростят въезд и проход на территорию. Так что у следующего МАКСа будет уже совсем другой облик.