В Махачкале средь бела дня убит министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. Он погиб от пули снайпера. Магомедтагиров прошел путь от патрульного милиционера до главы министерства, которым руководил более 10 лет, в том числе в самый тяжелый период – в конце 90-х. Он пользовался непререкаемым авторитетом у сослуживцев и лично участвовал в спецоперациях против боевиков и экстремистов. Пережил несколько покушений, но неизменно оставался в строю. До сегодняшнего дня.
Был самый разгар рабочего дня, 13:05. Адильгерей Магомедтагиров с охраной стоял возле входа в банкетный зал "Марракеш". Приехал поздравить подчиненного, начальника управления по налоговым преступлениям Абдулжапара Магомедова, со свадьбой дочери. Когда раздались выстрелы, свидетели даже не сразу поняли что происходит. "Я внутри был, тут шум, кто-то кричит: "стреляет снайпер", – рассказывает очевидец.
Охранники открыли ответный огонь, но, судя по всему, попасть в киллера им не удалось – слишком большое расстояние. Да и не было понятно, откуда стреляли: то ли в девятиэтажке, которая расположена совсем рядом с банкетным залом, то ли в недостроенном здании напротив или на краше одного из домов, стоящих еще дальше. Бойцы ОМОНа оцепили эти дома и там работают следователи.
Видимо, первая же пуля попала в сердце. По неподтвержденным данным, стреляли пулей калибра 9 миллиметров. Если это так, то, скорее всего, убийца использовал особенное оружие – винтовку ВСС, которая стоит на вооружении у спецподразделений. Можно уверенно говорить, что именно Адильгерей Магомедтагиров и был главной целью террориста. Те, кто стояли рядом, тоже попали под огонь, когда бросились закрывать министра от пуль.
Главу дагестанского МВД срочно повезли в больницу, но врачи ему помочь уже ничем не смогли. "К сожалению, министра к нам доставили уже не живого. Разорвано сердце было. Все сквозные ранения. Я думаю, это был снайпер – с первого выстрела попасть в сердце", – говорит Магомед Омаров, главный врач республиканского ортопедо-травматологического центра.
Адильгерей Магомедтагиров пришел в милицию в 78-м. Удивительная карьера – от патрульного милиционера и сотрудника уголовного розыска до министра внутренних дел республики. На этот пост его назначили 11 лет назад. Он был особенным руководителем. Боевым генералом в полном смысле этого слова.
Редкие кадры, 2000 год. Адильгерей Магомедтагиров летит с бойцами ОМОН на спецоперацию. В ущелье тогда нашли следы каравана с оружием. Министр не гнушался выезжать с подчиненными на места происшествий, мог сидеть с оперативниками в штабе по раскрытию преступления до поздней ночи, из министерства часто уходил последним. Может поэтому дагестанские милиционеры в разговорах между собой называли его просто по имени – Адильгерей. И все понимали, о ком речь.
С терористическим подпольем, с религиозными экстремистами министр вел жесточайшую бескомпромиссную борьбу. Может быть потому, что знал, что такое настоящий, традиционный ислам. Магомедтагиров был глубоко верующим мусульманином, и несколько лет назад по его распоряжению во всех отделах милиции республики открыли молельные комнаты.
Бандитское подполье вело настоящую охоту на министра. На него покушались в 2006-м, потом в 2007-м, убивали его заместителей, совершили налет на его родовое село – расстреляли там несколько человек, но он продолжал выезжать на места спецопераций против бандитов. "И однажды у меня с ним состоялся разговор, где я ему предложил поменять место службы. На что генерал Магомедтагиров сказал: я много потерял своих подчиненных, и как я буду с этой болью жить и трудиться в другом регионе? И привел слова, которые, наверное, останутся в памяти у нас. Он говорил, что он всегда служил своему народу, и есть такая профессия – защищать свой народ", – вспоминает министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.
В связи с убийством глава МВД РФ прервал свою командировку в Ялту и срочно возвращается в Москву. А в Дагестан вскоре отправится группа оперативников Главного управления уголовного розыска, чтобы принять участие в расследовании. Адильгерея Магомедтагирова похоронят уже сегодня – по мусульманским обычаям, в его родовом селе Гонода в горном Дагестане.