Дуэт авиации и электроника – авионика – основа крылатой техники XXI века. В наши дни авионика, или, как ее называют специалисты, "борт", определяет облик всего летательного аппарата. В России авиационную электронику для лучших отечественных самолетов разрабатывает концерн "Авионика" госкорпорации "Ростехнологии".
То, что еще десять лет назад казалось фантастикой, сегодня – реальность. В небо взлетают два работающих на одну цель интеллекта – пилота и самолета. Дуэт авиации и электроники – авионика – основа крылатой техники XXI века.
Во время полета человеку просто не под силу переработать и отреагировать на огромное количество поступающей информации. На помощь приходит авионика. Когда пилот в кабине самолета, он – как единое целое с крылатой машиной. Особенно, если это – боевой истребитель.
Высоко в небе солнце мешает пилоту воспринимать показания приборов. Новый индикатор с высокой яркостью отображения позволяет пилоту без труда видеть все символы и цели. "Летчик для того, чтобы навести оружие на цель, должен видеть какие-то знаки, сигналы, символы, но при этом он не должен терять информации о пилотировании: крен–тангаж. А здесь на одном стекле он видит закабинное пространство и одновременно на фоне неба видит все символы и знаки, которые необходимы для пилотирования самолета", – поясняет Сергей Орляцкий, специалист по внешнеэкономическим связям "Раменского приборостроительного КБ".
Многофункциональные жидкокристаллические индикаторы показывают, как работают двигатели, карту полета и цели. Бортовые компьютеры – мозг самолета. Они получают данные от всех систем: с датчиков воздушного давления, скорости, высотомеров. "Это очень точный высотомер, работающий на принципе измерения воздушного давления. Мы видим только индикатор. Основой этого прибора является очень точный датчик давления, который находится ближе к борту судна", – продолжает Орляцкий.
Приемник воздушного давления устанавливается на все современные самолеты – в носовой части и на крыле, где наиболее сильный набегающий поток воздуха. От того, насколько точными будут поступающие с датчика данные, зависит решение пилота и поведение самолета в небе. Отказ датчика – одна из причин аварий и катастроф. "С виду простой прибор, но он сделан по очень сложным технологиям. Во всем мире стараются сделать приемник воздушного давления как можно более четко и аккуратно, потому что искажение принимаемого давления скажется на решении всех навигационных задач", – подчеркивает Юрий Петров, руководитель департамента ОАО "Концерн "Авионика".
В наши дни авионика, или, как ее называют специалисты, "борт", определяет облик всего летательного аппарата. В России авиационную электронику для лучших отечественных самолетов разрабатывает концерн "Авионика" госкорпорации "Ростехнологии". "Это оборудование для нового самолета МиГ-35, который представляется на тендер в Индию. Это Су-35, который мы делаем для отечественных вооруженных сил и ряда зарубежных стран", – показывает технику Гиви Джанджгава, президент "Авионики".
Сегодня ученые и конструкторы работают над электронной начинкой для самолетов пятого поколения. Одна из главных задач – чтобы искусственный интеллект самолета не только вел наблюдение, поддерживал связь и навигацию, но сам организовывал воздушное движение. Конечно, под контролем человека.