Дмитрий Медведев создаст специальную комиссию по модернизации российской экономики. Президент решил взять ситуацию под личный контроль, поскольку бизнес, несмотря на поддержку государства, переоснащать производство не торопится. Внедрять новые технологии – статья затратная и окупается не сразу, а предприниматели, в большинстве случаев, нацелены лишь на скорую прибыль.
Российская экономика никак не может устремиться в технологический прорыв, несмотря на, казалось бы, правильные программные установки. На фоне финансового кризиса это особенно очевидно.
Более того, по мнению президента, ситуация на промышленных предприятиях если даже и меняется, то только в худшую сторону: "Пока не показали серьезных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались создавать и пытаемся создавать, ни технопарки, ни различного рода центры трансферов технологий, всякого рода новые формы, которые мы пытаемся использовать, ни Российская венчурная компания, ни технико-внедренческие особо экономические зоны. Все это, в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге".
Президент Медведев считает, что большинство начинаний убивает неэффективная организация труда, старое оборудование и плохая логистика, как сейчас принято называть управление закупкой, снабжением и хранением материалов.
Но, например, под Петербургом на месте старого Кировского завода сейчас разворачивается строительство нового производства товарных вагонов. Государство помогло – выступило гарантом под кредит в 500 миллионов долларов. Первую партию вагонов отправили на испытания: они должны быть надежнее, легче, дешевле и вместительнее тех, что колесят сейчас по железным дорогам. Основные перевозчики объявили о готовности закупить чудо-вагоны. Правда, автоматизированная технологическая цепочка здесь будет запущена только в 2011 году.
В Магнитогорске всеобщее падение в условиях кризиса даже смогли обратить в пользу. Стройка нового металлургического производства началась в 2007-м. А в 2008-м случился кризис. И цены на стройматериалы упали. Так в Магнитогорске сэкономили 3 миллиарда рублей. Завершить строительство хотят этим летом. И очень надеются на повышение спроса на сталь.
Дмитрий Медведев настоятельно советует денег на развитие не жалеть: "Если говорить о доле затрат на исследование и разработки, то эти цифры тоже пугающие или шокирующие. У наших предприятий такие затраты составляют 6% от общих затрат в бюджете. В то время как у таких инновационных лидеров, как Япония, это 75 %. В Соединенных Штатах Америки – около 70 %. В странах Евросоюза – от 25 до 60-65 %. То есть мы и тратим-то на это очень и очень мало. И если так и будет продолжаться, то мы ничего не получим, потому что без денег, без инвестиций ничего не произойдет".
И еще. Работодателям было предложено подумать над тем, как повысить производительность труда, которая у нас в четыре раза ниже, например, чем в Соединенных Штатах. И дело здесь часто не в людях, а в технологиях. Точнее, в их отсутствии.
"Я считаю, правильным, чтобы этим вопросом занимался президент. Я создам для этого отдельную комиссию. И мы будем работать в регулярном ключе, естественно, с правительством, с субъектами Федерации при поддержке экспертного общества и, надеюсь, при максимально широком вовлечению российского бизнеса", – отметил президент.
Комиссия, как позже пояснил помощник президента Аркадий Дворкович, будет координационным органом: "Главное – каждый год и каждый месяц двигаться вперед по конкретным направлениям. Мы никогда не сможем измерить доступным способом для всех, что такое уровень инновационного развития, уровень модернизации. Мы должны увидеть это в конкретных сферах: в медицине, ЖКХ, на транспорте, в образовании, летая на самолетах, когда мы едем на автомобилях".
Для этого, по мнению участников совещания, предпринимателям нужны не налоговые стимулы, а смена психологических установок – то есть работать не только для достижения сверхприбылей, а вкладывать деньги в модернизацию.