В Москве на 71-м году жизни скончалась выдающаяся балерина, Народная артистка СССР Екатерина Максимова. Много лет она выступала на сцене Большого театра в дуэте с супругом Владимиром Васильевым, напоминают "Вести".
1 февраля 2009 года балерина отметила свой 70-летний юбилей. В те дни она дала одно из своих последних интервью. Вести.Ru еще раз публикуют текст беседы ведущего программы "Вести недели" Евгения Ревенко с прославленной Екатериной Максимовой.
- Екатерина Сергеевна, почему первое, что бросается в глаза, – вас назвали "Мадам "нет"?
- Наверное, это в силу моего характера, в силу моей неуверенности. Когда мне что-то предлагали, я всегда сначала говорила: "Нет, я этого не смогу". Слава Богу, что вокруг меня были люди, которые вселяли в меня эту уверенность, заставляли меня что-то делать и поверить в себя. И вот тогда что-то рождалось.
А рождалось большое искусство Максимовой в Московском хореографическом училище, когда еще десятилетняя Катя попала в руки к замечательному педагогу, в прошлом приме-балерине Мариинского театра, Елизавете Павловне Гердт. На кадрах хроники у станка – юная Катя.
"Это большая, великая школа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, – это счастье", – признается народная артистка СССР Екатерина Максимова.
В репетиционном зале она встретилась с человеком, с которым связала всю свою жизнь. Володя Васильев. Пройдет всего несколько лет, и он станет одним из первых танцовщиков советского балета.
Елизавета Гердт, Володя Васильев и, конечно, мама – это и есть те люди, которые заставили Максимову поверить в себя, чтобы так блистать на сцене.
Едва ли не первый спектакль – и большая роль вместе с Васильевым. Необыкновенно красивая пара. Они выбрали друг друга на сцене и в жизни – рука об руку уже почти 50 лет!
"Госпожа Максимова хорошенькая и очень женственная" – так о ней в начале 60-х писала восторженная западная пресса, когда Большой выезжал на гастроли. Европа, Азия, Америка, Австралия – она исколесила весь мир. Но вначале – ежедневное преодоление себя, физическая боль, отказ от детских забав. Наряды и даже пуанты – все самой приходилось доводить до ума, не то что теперь.
Но помимо упорства и характера – атмосфера в доме. Семья. Невероятно широкий круг общения, в том числе и с великими актрисами. Кате досталась одна из реликвий русского театра.
- Правда, что у вас сохранилось зеркало Веры Комиссаржевской?
- Правда!
- Оно живо?
- Живо. Если вы посмотрите фильм "Галатея", то я там все время с веером. Это тоже веер Комиссаржевской.
Но был в жизни Максимовой еще один наставник, учитель и друг – непревзойденная Галина Уланова. Именно она выпускала на сцену молодую Катю. Она передала ей, как потом напишет сама Галина Сергеевна на памятной статуэтке, "все, что у нее было".
- А что у вас осталось от Улановой?
- Все. Вся моя творческая жизнь и человеческая. Потому что для меня мнение Галины Сергеевны было очень значимым во всем.
Долгие годы, пока не передала в музей, Екатерина Максимова хранила у себя подаренный Улановой молоточек. Оказывается, тогда это был рабочий инструмент балерин.
- Мы танцевали уже в размятых туфлях, чтобы, не дай Бог, не стучало. Поэтому я их сверху разбивала молоточком.
- Это же невероятно тяжело – на пальцах?!
- Да, это тяжело. Это больно.
- А возникало желание бросить?
- Балет?! Знаете, оно у меня возникало каждое утро. Когда я просыпалась, то говорила: "Господи, зачем мне это надо?!" Я вставала, и нужно было идти в класс.
Она так и не может сказать, когда к ней пришли признание и слава. Кажется, эти два слова ее раздражают. Удивительное для такой женщины обаяние скромности.
- Вы тщеславный человек?
- Нет.
- Столько десятилетий в лучах славы...
- Как бы ее пощупать, эту славу?..
Но ее слава – это "Щелкунчик", "Жизель", "Золушка", Китри из "Дон Кихота", Джульетта, Анюта – всего не перечислить. И каждой роли она отдавала всю себя.
"Каждый спектакль – полет, – признается великая балерина. – Иногда, когда было много спектаклей, когда действительно устал, все болит, ты где-то за кулисами стоишь и думаешь: "Боже мой, ну куда я пойду?! Я не могу ничего сделать!" И вот музыка играет – ты влетаешь на сцену, и все заканчивается. Ты забываешь, что у тебя болит, что у тебя что-то случилось. Ты забываешь обо всем. Ты здесь, на сцене".
Но чего стоила эта невероятная легкость в "Галатее"?! Тяжелая травма позвоночника. Врачи сомневались, будет ли ходить. А она вышла на сцену.
Как когда-то Уланова, теперь она, Екатерина Максимова, наставляет своих учеников, звезд Большого. Марьяна Рыжкина, Анна Никулина и, конечно, Галина Степаненко – пришло их время блистать на сцене. Правда, время меняется, и современный балет стал другим.
- Мы никогда не поднимали так ноги, никогда так не прыгали, не делали столько пируэтов. Может быть, где-то даже с точки зрения чистоты танца, – рассказывает Екатерина Максимова.
- Что это значит? Сейчас танцуют изящнее?
- Нет, они танцуют сильнее, крепче, техничнее.
Как в спорте. Лучше стал результат, говорит Максимова. Но еще так много нужно успеть вложить в своих учеников. "Чтобы у них душа пела. Чтобы они каждую роль проживали. Ноги должны "говорить", руки должны "говорить". Не просто так делать какие-то позиции – это должно быть говорящим", – отметила Екатерина Максимова.
Она блистала и царствовала на сцене невероятно долго для балерины – больше 40 лет. Но и сегодня продолжает служить в Большом, в который пришла после училища в 1958 году, уже более полувека назад.
- Вы счастливый человек?
- Не знаю. В принципе, наверное, счастливый. Хотя было очень многое в жизни. Я нормальный человек, причем какой-то очень земной.
- А для вас танец – это что?
- Это жизнь моя. Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое... Словами можно сказать: "Я тебя люблю". И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк.
Это и есть великое искусство танца – передать то, что невозможно выразить словами. Вероятно, в том числе и поэтому она так не любит давать интервью.