Украина вновь меняет свою позицию по газу. На переговорах в Брюсселе делегация из Киева внезапно объявила, что отказывается от идеи создания Международного консорциума по управлению газотранспортной системой страны. Трехсторонний формат превратился в двухсторонний, поскольку Россию фактически отстранили от обсуждения. Теперь Украина намерена ремонтировать транзитную трубу только вместе с Евросоюзом, хотя аналогичные предложения Киев ранее делал и Соединенным Штатам.
В Москве не оценили попыток Европы в одиночку договориться с Украиной. Впрочем, эксперты не склонны считать это большой неудачей. В условиях кризиса модернизация трубы будет по карману немногим инвесторам, сообщает радио "Вести FM".
Прозрачный газовый рынок, надежный транзит, современное оборудование – светлое будущее, нарисованное украинской делегацией специально для европейских партнеров. Нарисовано, похоже, неплохо, поскольку брюссельская декларация была подписана. ЕС вместе с Украиной займется модернизацией транзитной газовой трубы, вложит деньги, отремонтирует, но без участия России, которая до последнего времени была равноправным участником переговоров.
Конечно, Брюссель старается убедить Москву, что все совершенно не так, но если раньше разговаривали втроем, то сейчас Киев уединился с Европой. Очень похоже на очередную попытку перетащить Киев ближе к Западу, подальше от Востока. Но директор исследовательских программ по России и СНГ Германского общества внешней политики Александр Рар не очень верит в результативность таких попыток.
"Действительно, есть попытки внутри Европейского Союза выстроить отдельные энергетические отношения с Украиной и не включить туда российскую сторону. Но, я думаю, что это нереально. Хотя декларации могут быть и подписаны, но я сомневаюсь, что миллиардную сумму, которая требуется для восстановления и модернизации украинской газотранспортной системы, западные фирмы так просто дадут без участия в этом консорциуме России", – подчеркнул Рар.
Подписав декларацию, Украина ждет, что европейские инвестиции хлынут в страну. Многие компании действительно заинтересованы в доступе к газотранспортной системе, правда, сейчас вложиться в этот "евроремонт", как уже окрестили проект, смогут не все – все-таки кризис. В ЕС называли примерные суммы инвестиций – 2-3 миллиарда евро – довольно большая цифра. Притом явно заниженная, считают в Москве. Она должна быть в три-четыре раза выше, если действительно создавать надежную систему транзита топлива. Алексндр Рар тоже считает, что проект обойдется недешево.
" Если посмотреть на то, как растут цены каждый год на создание, например, Балтийского газопровода, который будет строиться из России в Германию, сначала называлась сумма 3 миллиарда евро, а сейчас говорят, что труба уже будет стоить 10 миллиардов. Я думаю, что для гигантской трубной системы Украины, которую действительно нужно модернизировать, а где-то и заново выстраивать, понадобиться сумма в 2-3 раза больше", – отметил Рар.
Украино-европейское уединение стало неожиданным для России. Этого не скрывают в Москве. Здесь многим кажется странным, что вопрос о поставках газа решили обсуждать без участия источника топлива. Но позицию Европы можно понять – там тоже многие хотят взять газовую трубу под контроль. Так бы ее пришлось делить на троих. А так, вложив деньги, Европа надеется получить ГТС Украины в полное распоряжение. Впрочем, не одна Европа.
Непредсказуемость Киева как партнера только пугает европейских инвесторов. Им вроде почти обещали этот совместный проект. Но, похоже, что это дважды проданная корова. Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов напоминает, что то же самое уже обещали американцам.
"Перед "газовой войной" Украина в лице президента Ющенко подписала некую хартию с Соединенными Штатами. А там зафиксировано, что Соединенные Штаты будут участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы. То есть, с одной стороны, мы видим, что Украина обманывает всех, когда говорит, что газотранспортная система – это ее достояние и она никого не готова пускать. Оказывается, готова пускать всех, но не Россию. Но, я думаю, что в перспективе формат модернизации газотранспортной системы Украины еще будет обсуждаться. Пока выводы делать рано, потому что пока мы имеем дело с абстрактной декларацией, а не с конкретным договором, причем декларацией не первой", – сказал Симонов.
Последние заявления Юлии Тимошенко вносят еще больше сумятицы. Теперь она обещает привлечь еще и японских инвесторов – она как раз направляется в Японию. Поиск денег идет во всех направлениях, кроме российского. И многообещающим украинским политикам еще надо потрудиться, чтобы преодолеть европейскую точность и недоверие к восточноевропейским партнерам. Потому просто так отдавать деньги на ремонт трубы Брюссель вряд ли захочет, тем более что довольно трудно отследить расход этих денег. И никто не может гарантировать, что конечная цель – прозрачность всех газовой системы – будет достигнута. Константин Симонов вообще не считает, что Киеву нужны эти цели. Как раз наоборот – чем больше тумана в газовой отрасли, тем лучше.
"Газовый бизнес – это хорошая кормушка для украинских политиков, поэтому они сами не заинтересованы ни в какой прозрачности, в том числе и президент Ющенко. Когда Ющенко в истерике вопит: "Я не занимался ни секунды вашим вонючим газом", мы все понимаем, что президент, мягко говоря, шутит. Я думаю, он прекрасно понимает, чем он занимался, и все это знают", – уверен Симонов.
Конечно, после брюссельской декларации Европа чувствует себя не очень. Вероятно, есть некоторое ощущение вины за нечто вроде тайного сговора. Потому настало время как-то оправдаться. Одними публичными заявлениями тут не отделаешься, и ответственную миссию возложили на еврокоммисара по энергетике Андриса Пиебалгса. Он скоро прибудет в Москву, чтобы попытаться объяснить: ничего не потеряно. Впрочем, ощущений потерь в Москве пока никто не испытывает. Отчасти даже легче – не надо тратиться на ремонт старых украинских труб. Ну а стратегический контроль за поставками все равно сохраняется, ведь кто бы ни был хозяином ГТС, по ней все равно будет идти российский газ.