В субботу пройдет основной день работы юбилейного саммита НАТО. Он состоится уже во Франции, в Страсбурге. Именно 4 апреля, ровно 60 лет назад, и был образован альянс, в который сейчас входят 28 государств. Накануне в Германии лидеры стран североатлантического блока не смогли согласовать кандидатуру нового главы НАТО. Полномочия Яапа де Хоопа Схеффера истекают 31 июля. Кроме того, в повестке – целый ряд спорных вопросов, в первую очередь, увеличение военного контингента в Афганистане. Ещё одна интрига – новая политика блока.
"Если НАТО будет всем – оно будет ничем", – сформулировал главную проблему альянса Барак Обама – тот, кого на этом саммите слушают особенно внимательно. Еще недавно слушали совсем другую администрацию США – та призывала поскорей принять в альянс Грузию и Украину или добивалась прекращения работы Совета Россия-НАТО. Те решения Обама перечеркнул, а вот что он и другие предложат взамен – главная интрига юбилейного саммита.
"Чистка НАТО" – это то, в чем альянс, возможно, очень нуждается. Никого, конечно, не собираются выгонять, но уже часто спорят, а кто все-таки в НАТО должен входить? Есть предложения смелые, например, Америке в НАТО нечего делать. "Президент Обама должен выступить с прощальной речью, объявив о намерении США покинуть альянс. Америка свою работу сделала. Пришло время Европе принять полную ответственность за свою безопасность",- пишет газета "Los Angeles Times" накануне открытия встречи.
Речь Обамы, конечно, прощальной не получилась. Но что интересно, он много говорил о России. "Думаю, что у России и Америки есть большой потенциал для улучшения отношений. НАТО будет работать с Россией, принимая во внимание, что у Москвы есть свои законные интересы, которые могут совпадать с нашими или нет",- заявил американский президент в ходе саммита.
Но и внутри альянса взгляды на будущее самые разные. И в такой ситуации союзники еще и выбирали генсека. Вроде бы всех устраивал датский премьер Андерс Фог Расмуссен, но Турция, страна хоть и светская, но мусульманская, вспомнила историю о карикатурах на пророка Мохаммеда в датских газетах. Барак Обама уговаривает турецкого президента Абдаллу Гюля, к разговору подключается Ангела Меркель – все сложно. К вечеру нового генсека так и не утвердили.
Они слушали музыку и улыбались, но знали, что серьезные разговоры еще впереди, например, про Афганистан. На словах все за расширение операции, но отправлять туда войска никто не торопится, а американцы одни воевать не хотят, им нужна помощь союзников. Об этом на саммите тоже придется договориться, и споры будут, потому что спорят в НАТО даже по мелочам. Рассадка лидеров за столом – это тоже непросто. По слухам, Николя Саркози от генсека хотел быть по правую руку, раз уж Франция вернулась в военную организацию НАТО. В итоге, справа от генсека – Обама, а Саркози – рядом с Ангелой Меркель. Потому что они оба – хозяева.
Если в субботу переговоры прошли во Франции, в Страсбурге, то накануне они были в Германии, в Баден-Бадене. От одного города до другого на машине 15 минут, граница проходит по Рейну, а главный символ саммита – мост Европы. Никто и не вспоминает, что Франция и Германия роль хозяек разделили именно в регионе Эльзас, за владение которым столько раз воевали.