Чиновникам Евросоюза не удалось уговорить чешского президента Вацлава Клауса быстро подписать Лиссабонский договор. У него есть свои условия. И если Брюссель не согласится, будущее новой конституции ЕС опять окажется под угрозой.
Процесс ратификации Лиссабонского договора все больше напоминает мыльную оперу. Неделю назад, казалось, пал последний бастион – на повторном референдуме соглашение одобрила Ирландия. И вот – новый камень преткновения. Палки в колеса решил вставить чешский президент Вацлав Клаус, известный противник объединения ЕС на новых условиях.
"Хотя многие не осознают этого, Лиссабонский договор означает глобальные изменения. И я всегда считал, что они не пойдут на пользу Европейскому Союзу. Они лишь усугубят нынешние проблемы ЕС, например, демографические, осложнят положение нашей страны и увеличат повседневные риски. Будет нанесен серьезный ущерб безопасности чешских граждан, что грозит стране расколом в обществе", – отметил президент Чехии.
Клаус заявил, что у него есть условие, однако не сказал какое. Его демарш вызвал настоящий переполох в ЕС. Премьер-министр Швеции – страны, которая сейчас председательствует в Евросоюзе – заявил, что чешский президент выбрал не самое удачное время для своих требований, а в Прагу выяснять отношения скоропостижно прибыл глава Европарламента Ежи Бузек. Только после этой встречи стало, наконец, ясно, чего же хочет Клаус. Выяснилось, что чешский президент намерен оговорить вопрос о реституциях. После второй мировой войны из Чехии были выселены около трех миллионов судетских немцев. Клаус опасается, что без его поправки Лиссабонский договор спровоцирует серьезные имущественно-правовые споры и приведет к шквалу судебных исков по вопросу о возврате недвижимости.
"Я так понял, что просьба Клауса касается предоставления Чехии некоторых исключений в области фундаментальных прав. Например таких, какие получили Польша и Великобритания", – заявил глава Европарламента Ежи Бузек.
Лиссабонский договор был подписан лидерами стран ЕС в Португалии в декабре 2007. Он предусматривает институциональные реформы Евросоюза, в том числе введение поста президента и министра иностранных дел. Процесс ратификации несколько раз приостанавливался. Сейчас остаются три страны, которые не утвердили окончательно соглашение – Ирландия, Чехия и Польша. Варшава объявила, что сделает это 10 октября. После одобрения на референдуме не за горой ратификация и в Дублине. Клаус же не раз заявлял, что поставит подпись под документом последним. Похоже, он во что бы то ни стало собирается сдержать свое обещание.